Память о жертвах сталинских концлагерей на Дальнем Востоке

Oct 30, 2013 18:18


Отрывки из статьи председателя правления Приморского Мемориала Юрия Трифонова-Репина о надругательстве местных властей (да и не только властей, мирных обывателей тоже, вплоть до того, что мраморную плиту с памятного камня пришлось убрать от вандалов в краевой музей) над останками погибших и памятными местами.

"В прошлом, 2012 г., во Владивостоке открыли автомобильную дорогу - дорогу «на костях» - Седанка - остров Русский, рассекающую цепь гор на Горностае. Дорога прошла по центру долины, и разделила пополам расположенный в ней расстрельный полигон длиной более километра и шириной не менее полукилометра. Можно предположить, что проектировщики знали об этом расстрельном полигоне, но строители то ли не хотели знать или надеялись на авось, и при вертикальной планировке профиля дороги бульдозером вскрыли эти расстрельные ямы, заполненные останками жертв массовых расстрелов.
Полагаю, сказать о том, что они не знали, что находятся на территории расстрельного полигона нельзя, т.к. всего в нескольких метрах от прокладываемой дороги стоит поминальный камень весом 20 тонн с крестом и уже снятой памятной табличкой на нем. Но место для таблички хорошо видно.
Вдоль этой долины, имеющей форму овала, до 1937 г. через расщелину в цепи лесистых гор проходила царская дорога от Угольной до самой бухты Патрокл. Расстрельный полигон сделали запретной зоной, и доступ туда без специального пропуска был строго запрещен.

Новая дорога Седанка - Патрокл могла и обогнуть этот огромный расстрельный полигон, но проектировщики, считаю, знали глубину захоронений останков и поперечной стрелой прошли поверх захоронений. Но оказалось, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Как говорится - смежники подвели, роя корыто под основание дорожного полотна, углубились до необходимой им глубины и вскрыли несколько траншей, заполненных останками жертв репрессий и террора.
Конечно, сегодня строители смогли бы обойти не только эти траншеи, но даже и всю долину, но тогда они, очевидно, торопились доложить верхам, что строительство идет строго по графику, и им было наплевать на память о репрессиях и на останки. Саммит АТЭС-2012 затмил им глаза?
С 1991 г. на краю полигона стоит обелиск жертвам политических репрессий. Приморскому отделению м/о «Мемориал» давно было известно место (полигон) массовых захоронений жертв политических репрессий на пересечении еще царской дороги и новой военной горностаевской, построенной в советское время только для целей армии. Поэтому правозащитники обратили внимание властей на это и обозначили это место памятным камнем весом 20 т с табличкой.
Это было сделано для того, чтобы скромный бетонный обелиск в виде креста не попал под колеса или под отвальный нож бульдозера, или под гусеницы тяжелой землеройной техники.
Верхнюю часть железобетонного креста вандалы ежегодно отбивали, и оттуда торчала голая стальная арматура. Ремонт делали силами членов городского «Мемориала» безвозмездно в личное время. К основанию бетонного памятного камня прочно прикрепили мраморную плиту с надписью: «Вечная Память замученным и расстрелянным в годы сталинских репрессий в 1920 - 1950 гг. от жителей Приморского края».
Эту мраморную плиту постоянно сбивали и отбрасывали в сторону. Мемориальцы вновь крепили плиту на прежнее место, но вандалы не унимались и когда слово «сталинских» забили молотком с зубилом, это вынудило нас отвезти и сдать ее на вечное хранение в Приморский краевой музей имени В.К. Арсеньева.
При прокладке дороги Седанка - Патрокл человеческие останки бульдозерами сгребали в отвалы, не останавливая строительство. [...]
Во время муссонных дождей и ливней склоны вдоль магистрали размываются, осыпаются, открывая останки жертв - стометровые траншеи раскопаны только на ширину полотна дороги. [...]
Власти уничтожают не только памятники на Горностае, но и второй памятный камень, установленный в 2000 г. на Второй Речке, на месте пересыльного пункта Владлага. Памятный камень вынесли за пределы парка Жертв репрессий. Стальной узорный забор разобрали. Удобные садовые скамейки куда-то вывезли. Уничтожили клумбы и памятные аллеи, вдоль которых с обеих сторон были посажены реликтовые деревья и разнообразный кустарник. Вместо часовни, запроектированной в 2000 г. по заказу Приморского отделения м/о «Мемориал», построили церковь. Благоустроенный парк Жертв репрессий вместе с цветочными клумбами, аллеями, деревьями и кустарниками сначала превратили в склад стройматериалов, а затем в пустырь до самого берега Второй речки. В таком состоянии и находится это место сейчас. [...]
Владивосток - единственный город, известный и прославленный как ссыльно-пересыльная каторжная тюрьма, а затем и как пересыльный лагерь с расстрельным полигоном, не имеет мемориала Памяти жертв политических репрессий. Как будто их здесь не было."

Опубликовано в газете "Арсеньевские вести" от 09.10.2013

память, сталинизм, современность, концентрационные лагеря, массовые репрессии

Previous post Next post
Up