Кроме
"мемориальской" самиздатской книги "Колымских рассказов" со "Сборником 2-м", в самиздате середины шестидесятых ходила еще одна, более поздняя, машинописная книга КР, включавшая, без сомнения, все тот же готовый цикл "Колымские рассказы" в его канонической форме и дополнительный сборник, возможно, по-прежнему именуемый "вторым", но уже отличающийся составом от предыдущего. В отличие от "мемориальской" книги, которая складывалась на рубеже 1964/65 гг. (см. письмо Солженицыну Шаламова с
отзывом об одиннадцати рассказах "Сборника 2-го" от марта 1965-го), здесь условный "Сборник второй" дополнен еще несколькими рассказами*. "Надгробное слово", начинающееся в первой, "мемориальской", книге на 209 странице, передвинуто на 222-ю, а за ней идет рассказ "Букинист" (стр. 231-246), исчерпывая тем самым почти весь объем, который в "мемориальской" книге занимают пять следующих за "Надгробным словом" рассказов. Если прибавить эти пять и еще один или два предшествующих "Надгробному слову", то объем "Сборника 2-го" будет составлять не меньше сотни страниц (171-270) и включать не меньше тринадцати рассказов из складывающихся на наших глазах циклов "Артист лопаты" (преимущественно) и "Левый берег".
Эта самиздатская книга - более поздняя, чем "мемориальская". Ее можно смело датировать концом весны 1965 года: в рассказ "Букинист" Шаламов включает письмо от Вениамина Кундуша, помеченное 22 апреля этого года, следовательно рассказ написан уже в мае, если не позже, и приблизительно тогда же или чуть позже попадает в составе сборника к машинистке. Эта вторая самиздатская книга КР, клочок которой находится в "Ленинградской коллекции самиздата" (фонд не указан) архива Международного Мемориала - пожалуй, одна из последних перед началом оформления Шаламовым циклов "Артист лопаты" и "Левый берег" уже в виде чего-то знакомого нам как читателям: в письме от 21 июля 1965 Шаламов пишет Надежде Мандельштам о работе над этими циклами, причем "Левый берег" дополнен рассказами "За паровозным дымом" и "РУР", канонической концовкой имеет новеллу "Поезд", а рассказ "Академик" перенесет в цикл "Артист лопаты".
Исходя их вышеуказанных сроков, можно с уверенность сказать, что циклы "Артист лопаты" и "Левый берег" начали интенсивно оформляться как целое к середине лета 1965 года. Я связываю это со знакомством Шаламова с Леонидом Пинским, оказавшим, по-видимому, неоценимую редакторскую помощь в составлении этих сборников и цикла "Воскрешение лиственницы" (1966-67), а, возможно, и уже написанных, но не сгруппированных воедино "Очерков преступного мира".
Итак, существует (или существовала) еще по меньшей одна самиздатская книга КР объемом не менее 270 страниц, отпечатанная в мае-июне 1965 года. Возможно, экземпляр ее сохранился в каком-то архиве - государственном, частном или общественной организации. Хорошо бы ее найти.
----------
* [Обратите внимание на пагинацию (нумерацию страниц) карандашом]
Шаламов. Букинист. 16 стр. [Ленинградская коллекция Самиздата; пагинация: сначала 1-экз. машинка: от 1 до 16, поверх нее карандаш: от 231 до 246] [...]
Надгробное слово (9 страниц) [малый формат: в поллиста; машинопись 2 экз., пагинация карандаш: от 222 до 230]