Я выкладывал свою
расшифровку видеозаписи выступления режиссера Юрия Норштейна на презентации книги "Колымские рассказы" издательства Вита Нова в марте месяце, но на видео выступление, оказывается, неполное. Расшифровку
всего выступления, по аудиозаписи, выложили на сайте shalamov.ru. Стоит почитать. Там Норштейн еще немного говорит о Шаламове в настоящем:
"Сегодня... отвратительное время. Время, в котором сочетаются гламур, подлость... всё что угодно... Ужасно то, что в этом времени проза качества Шаламова, в сущности, не востребована. Это мы знаем. Все разговоры о Достоевском - это всё чушь: никто ничего не читает, никому это всё не нужно... подлинное страдание, оно никого не касается... Касается только всё то, что искусственно выморочено... зрители придут, поцокают языками, а потом будут передавать друг другу: «Чего он себе напозволял...» И это уже становится качеством литературы или качеством искусства вообще. А когда читаешь прозу Шаламова, то тут можно только сказать... Я могу к нему только один образ применить - образ Орлеанской девы. Потому что его чистота отношения к жизни неизбывна и несшибаема ни в одном из его рассказов, какими бы трагическими рассказами они ни были."
Потом Норштейн говорит: "...если эта книга всё-таки дойдёт до читателя, и зазвучит это слово, то сам факт издания этой книги будет оправдан." Вот тут я не совсем понимаю. То есть понимаю, что выступление происходит на презентации книги, но книги-то, которая и не рассчитана на читателя, а рассчитана на коллекционера, причем богатенького, цена этого фолианта в телячьей коже - 222 доллара, а тираж, если правильно помнится - 1000 экз. Это не книга для чтения, а экспонат для коллекции какого-нибудь сноба-собирателя раритетов и подарочное издание для разных респектабельных мероприятий с респектабельными участниками, которых следует одарить чем-нибудь незабвенным. Так что едва ли пожелание Норштейна исполнится. Есть даже что-то кощунственное в издании "Колымских рассказов" в таком богатом убранстве, с нумерованными экземплярами, по цене музейного экспоната, это же не набоковская "Ада", в конце концов. Книгоиздательская продукция времен - точно! - гламура, всесилья нуворишей.
Потом Норштейн хорошо говорит об Эфросинье Керсновской и ее "наскальной" лагерной живописи, этого куска в видеозаписи нет.
UPD
Вот
здесь нумерованные экземпляры "Колымских рассказов" издательства Вита Нова с двумя и одним вклеенными офортами Забирохина стоят соответственно 97000 и 23280 руб. Напомню, что Шаламов получал пенсию 72 руб. 40 коп.