Статья выложена на малодоступном интернет-ресурсе, дублирую здесь.
_________
Иконописная символика в поэзии В. Шаламова
Круг, концентрическая окружность, войдя в средневековую иконопись, внесли в нее богатое наследие дохристианских представлений. Излюбленный в древнерусской иконописи прием - круг, в основе своей древней интерпретации - солярный знак, магический круг, символ неба, божества.
«Круговая концепция» Шаламова весьма пластично высвечивает ряд поэтически завуалированных смыслов, генеалогически уходящих к фундаментальной христианской символике.
Наряду с прочими, принципиально важное значение придается образу круга, как глубинной метафоре возвращения души в свою вечную небесную обитель. Данную тематику весьма образно интонирует стихотворение «Деревья зажжены как свечи»:
Деревья зажжены, как свечи,
Среди тайги,
И горы сломаны на печи,
На очаги.
Вот здесь и мне горящей вехой
Намечен путь,
Сквозь путешествия помеху,
Тумана муть.
И, как червяк, дорога вьется
Через леса
Со дна библейского колодца
На небеса.1
Сходные коннотации активно преподносит и стихотворение «До чего же примитивен», интуитивно ассоциирующее духовную взаимосвязь человека с небесными реалиями:
До чего же примитивен
Инструмент нехитрый наш.
Лист бумаги в десять гривен,
Торопливый карандаш.
Все что людям было нужно,
Чтобы выстроить любой
Замок истинно воздушный
Над житейскою судьбой.
Все, что Данту было надо
Для постройки тех ворот,
Что ведут к воронке ада,
Упирающийся в лед (3,с.175).
Вполне очевидна трансформация образа: воздушный замок «над житейскою судьбой» преобразуется в «воронку ада, упирающуюся в лед». При этом прозрачно реализуется принцип подобия: постройка воздушного замка» - фантазия условно земная, относящаяся к человеческой жизни, аналогична постройке «ворот, ведущих к воронке ада». С принципом подобия органично созвучен и принцип контраста, реализуемый антитезой («примитивный инструмент» - карандаш и лист бумаги создают как воздушный замок над житейскою судьбой, так и величественные и устрашающие картины ада.)
Подобную сюжетную символическую образность встречаем и в некоторых иконах. Древний круговой архетип синтезирующий метафору неба как вечного небесного дома встречается в одной из древнейших икон - Богоматери Оранте ( ХIII в., киевская школа). Иконописец запечатлел Богоматерь Оранту с воздетыми в благословении руками и младенца Иисуса в сияющем круге-дискосе на ее груди. В одном из наиболее популярных сюжетов русской иконописи - "Успение Богоматери" ( XIV в.), принадлежащей кисти Феофана Грека, тело Богоматери покоится в священном пространстве, обозначенном концентрическими дугами. В ряде других икон мы также можем видеть подобный кругообразный сюжет. Богоматерь, вознесшаяся на небо, вписана в концентрическую окружность. Иконописная окружность в данном случае ассоциирует символ неба как дома.
Подчас поэзия Шаламова образно моделирует вселенную как систему концентрических окружностей. Автор творит собственный неповторимый макрокосм. Многослойную круговую реалию талантливо выстраивает стихотворение «Упоительное бегство»:
Старой тайны разрешенье,
Утвержденье и ответ
В беспорядочном круженье
Этих маленьких планет (3,с.154).
Венчающее четверостишие естественно воссоединяет вселенскую круговерть с мажорными душевными переливами:
Вот и сердцу легче стало,
Ветра теплая рука
По листу перелистала
Книгу клена-старика (3,с.154).
Органичная стихотворная спаянность с мирозданием, авторское умиротворение, отчетливо вызывает в памяти икону «Сотворение мира» (XVII в.), демонстрирующую эпизоды сотворения мира по Библии. Икона выстраивает Вселенную как систему кругов и небо, состоящее из концентрических полуокружностей.
Разумеется, иконописная стилистика не исчерпывает богатства поэзии Шаламова, но она является ее важнейшей составляющей.
ЛИТЕРАТУРА
1 Шаламов В.Т. Собр.: В 4 т. Т. 4. М., 1988. С.93. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. [ссылка неверная, должно быть: Шаламов В.Т. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1998]
И.А. Макевнина, Волгоград
_________
Опубликовано в сборнике "Святоотеческие традиции в русской литературе: материалы I Междунар науч. конф. Омск, 25-26 апр. 2005 г. - Омск: Изд-во «Вариант-Омск», 2005.-Ч. II: Русская литература как культурный феномен".
Электронная версия на сайте Волгоградского университета,
а также на сайте Учебные материалы для студента