Александр Быков о отце Шаламова как священнике-"обновленце"

Feb 01, 2013 19:31


Статья из блога вологодского краеведа Александра Быкова об отце Шаламова священнике Тихоне Николаевиче и его взаимоотношениях с большевистской властью. Напомню, что брат Тихона Шаламова священник Прокопий Николаевич и его жена Мария Рогова были расстреляны в тридцатых годах за "контрреволюционную деятельность".

_________

Как священник Шаламов Ленина прославлял

Биографы ставшего знаменитым после своей смерти, вологжанина Варлама Шаламова, как правило, весьма лаконичны в характеристике отца литератора, указывая, что он был православным священником и миссионером в Америке, человеком честным, принципиальным и привил эти качества своим детям.
Биографы скромны в описании деятельности Т.Н. Шаламова после революции и не напрасно. Деяния отца Тихона в этот период были весьма неоднозначны. Дело в том, что он являлся активным обновленцем.
«Живая церковь» или «обновленчество», которую с полным основанием согласно православным канонам можно охарактеризовать как «ересь», получила распространение после революции. Цель реформаторов была благая и соответствовала принципам протестантизма. Предполагалось приблизить церковь к народу, сделать служение более понятным прихожанам, перейти на новый Григорианский календарь (новый стиль). Как известно, после 31 января 1918 г., сразу наступило 13 февраля, из-за чего мы имеем 2 Новых года и 2 Рождества.
Обновленцы, вслед за прочими христианским церквами, отказывались от Юлианского календаря и убирали путаницу в исчислении праздников. Обновленцы настаивали, что епископат церкви не должен состоять только из монахов. Надо дать дорогу туда активным приходским (женатым) священникам. Были и еще совершенно здравые реформаторские предложения у «обновленцев» и одно время их движение имело успех.

Но, в своем стремлении завладеть умами прихожан, раскольники (а это именно так, единству РПЦ был нанесен страшный удар) совершили ошибку. Они пошли на сотрудничество с Советской властью и внутренними органами. Патриарх Тихон, предавший обновленцев анафеме, был поддержан верующим населением, традиционно выступавшим за «старину».
Советская власть, видя, что авторитет «обновленцев» падает, по существу предала своих религиозных союзников и в середине 30-х годов «Живая церковь» почти повсеместно прекратила существование. Последние очаги «обновленчества» погасли со смертью подвижников этого направления.
В Вологде в 1923 г. «обновленчество» принял даже епископ. Был создан епархиальный совет, активным членом которого и был уже к тому времени физически слепой Тихон Шаламов. Несмотря на это, он выступал на заседаниях, яростно продвигал и отстаивал «обновленческие» интересы.
Ему помогал молодой тогда священник Пятницкой церкви отец Иоанн Мальцев ( в миру Иван Николаевич). В последствии он будет изгнан прихожанами с прихода, переедет в Череповец и будет там обновленческим епископом. В 1944 г. он был прощен и назначен в Вологду вторым священником в приход . В январе 1945 г. в Ленинграде будущим патриархом Алексием I (Симанским), с которым по некоторым данным был знаком еще по Череповцу, где они конкурировали в 20-х гг. за паству, Мальцев пострижен в монахи с именем Иустин, а через 3 дня рукоположен епископом Вологодским и Череповецким. Разумеется без одобрения органов все это было бы невозможно.
Но это уже другая история, а сегодня нас интересует некий текст, подписанный в том числе вышеназванными Т. Шаламовым и И. Мальцевым. Вот красноречивая выдержка из него: «Вологодской епархиальное управление выражает глубокое гражданское горе по поводу смерти уважаемого Владимира Ильича-друга и освободителя родного народа от цепей социального рабства, невежества и нравственной дряблости. Оно скорбит о смерти того, кто вел человечество в светлое царство международной братской солидарности, в царство труда и свободы. Да будут священны для всех народов великие социальные идеалы, одушевлявшие покойного Ильича в течение нескольких десятилетий... Его образ да будет на нашей земле живым уроком того, как надо служить своему народу и человечеству».
И это подписали люди своими глазами наблюдавшие геноцид большевиков против РПЦ, физическое уничтожение тысяч православных, разграбление храмов и монастырей. Ленин, как известно, играл в этом процессе руководящую и направляющую роль.
Чем же тогда объяснить этот подобострастный некролог?
Ничем иным, как предательством со стороны «обновленцев» православной веры. Не удивительно, что их движение не выдержало проверки временем.
Несколько слов добавим о сыне Тихона Шаламова, Варламе. Он был воспитан отцом не в духе традиционного православия, а в огне революционного духовного преобразования. Пример отца стал для Варлама эталоном поведения и жизненным проклятием. В своей «Четвертой Вологде» он ненавидит родной город и некоторые пассажи книги наверняка были услышаны в многочасовых беседах с отцом. Но это тоже другая история.
Сегодня, когда научное краеведение стало подменяться лакированным под нужды власти плагиатом, когда некрещенного Рубцова объявляют православным прозорливцем, атеиста Варлама Шаламова «за уши притягивают» через папашу-раскольника к православным корням, когда говорится о вере там, где её не было, и замалчиваются многочисленные примеры истинного подвижничества во Христе, только потому, что они не угодны современной архиерейской политике, сегодня говорить правду о том, что было - крайне необходимая задача.
Тем кто не поверил, советую прочитать в полном объеме нижеприводимый отрывок из горячо любимого «Красного Севера» за 26 января 1924 г.
Благодарю вологодского историка церкви М.Ю. Хрусталева за ценные консультации по теме.

религия, семья, Варлам Шаламов, биография, революция

Previous post Next post
Up