Статья из
блога вологодского краеведа
Александра Быкова об отце Шаламова священнике Тихоне Николаевиче и его взаимоотношениях с большевистской властью. Напомню, что брат Тихона Шаламова священник Прокопий Николаевич и его жена Мария Рогова
были расстреляны в тридцатых годах за "контрреволюционную деятельность".
_________
Как священник Шаламов Ленина прославлял
Биографы ставшего знаменитым после своей смерти, вологжанина Варлама Шаламова, как правило, весьма лаконичны в характеристике отца литератора, указывая, что он был православным священником и миссионером в Америке, человеком честным, принципиальным и привил эти качества своим детям.
Биографы скромны в описании деятельности Т.Н. Шаламова после революции и не напрасно. Деяния отца Тихона в этот период были весьма неоднозначны. Дело в том, что он являлся активным обновленцем.
«Живая церковь» или «обновленчество», которую с полным основанием согласно православным канонам можно охарактеризовать как «ересь», получила распространение после революции. Цель реформаторов была благая и соответствовала принципам протестантизма. Предполагалось приблизить церковь к народу, сделать служение более понятным прихожанам, перейти на новый Григорианский календарь (новый стиль). Как известно, после 31 января 1918 г., сразу наступило 13 февраля, из-за чего мы имеем 2 Новых года и 2 Рождества.
Обновленцы, вслед за прочими христианским церквами, отказывались от Юлианского календаря и убирали путаницу в исчислении праздников. Обновленцы настаивали, что епископат церкви не должен состоять только из монахов. Надо дать дорогу туда активным приходским (женатым) священникам. Были и еще совершенно здравые реформаторские предложения у «обновленцев» и одно время их движение имело успех.
Но, в своем стремлении завладеть умами прихожан, раскольники (а это именно так, единству РПЦ был нанесен страшный удар) совершили ошибку. Они пошли на сотрудничество с Советской властью и внутренними органами. Патриарх Тихон, предавший обновленцев анафеме, был поддержан верующим населением, традиционно выступавшим за «старину».
Советская власть, видя, что авторитет «обновленцев» падает, по существу предала своих религиозных союзников и в середине 30-х годов «Живая церковь» почти повсеместно прекратила существование. Последние очаги «обновленчества» погасли со смертью подвижников этого направления.
В Вологде в 1923 г. «обновленчество» принял даже епископ. Был создан епархиальный совет, активным членом которого и был уже к тому времени физически слепой Тихон Шаламов. Несмотря на это, он выступал на заседаниях, яростно продвигал и отстаивал «обновленческие» интересы.
Ему помогал молодой тогда священник Пятницкой церкви отец Иоанн Мальцев ( в миру Иван Николаевич). В последствии он будет изгнан прихожанами с прихода, переедет в Череповец и будет там обновленческим епископом. В 1944 г. он был прощен и назначен в Вологду вторым священником в приход . В январе 1945 г. в Ленинграде будущим патриархом Алексием I (Симанским), с которым по некоторым данным был знаком еще по Череповцу, где они конкурировали в 20-х гг. за паству, Мальцев пострижен в монахи с именем Иустин, а через 3 дня рукоположен епископом Вологодским и Череповецким. Разумеется без одобрения органов все это было бы невозможно.
Но это уже другая история, а сегодня нас интересует некий текст, подписанный в том числе вышеназванными Т. Шаламовым и И. Мальцевым. Вот красноречивая выдержка из него: «Вологодской епархиальное управление выражает глубокое гражданское горе по поводу смерти уважаемого Владимира Ильича-друга и освободителя родного народа от цепей социального рабства, невежества и нравственной дряблости. Оно скорбит о смерти того, кто вел человечество в светлое царство международной братской солидарности, в царство труда и свободы. Да будут священны для всех народов великие социальные идеалы, одушевлявшие покойного Ильича в течение нескольких десятилетий... Его образ да будет на нашей земле живым уроком того, как надо служить своему народу и человечеству».
И это подписали люди своими глазами наблюдавшие геноцид большевиков против РПЦ, физическое уничтожение тысяч православных, разграбление храмов и монастырей. Ленин, как известно, играл в этом процессе руководящую и направляющую роль.
Чем же тогда объяснить этот подобострастный некролог?
Ничем иным, как предательством со стороны «обновленцев» православной веры. Не удивительно, что их движение не выдержало проверки временем.
Несколько слов добавим о сыне Тихона Шаламова, Варламе. Он был воспитан отцом не в духе традиционного православия, а в огне революционного духовного преобразования. Пример отца стал для Варлама эталоном поведения и жизненным проклятием. В своей «Четвертой Вологде» он ненавидит родной город и некоторые пассажи книги наверняка были услышаны в многочасовых беседах с отцом. Но это тоже другая история.
Сегодня, когда научное краеведение стало подменяться лакированным под нужды власти плагиатом, когда некрещенного Рубцова объявляют православным прозорливцем, атеиста Варлама Шаламова «за уши притягивают» через папашу-раскольника к православным корням, когда говорится о вере там, где её не было, и замалчиваются многочисленные примеры истинного подвижничества во Христе, только потому, что они не угодны современной архиерейской политике, сегодня говорить правду о том, что было - крайне необходимая задача.
Тем кто не поверил, советую прочитать в полном объеме нижеприводимый отрывок из горячо любимого «Красного Севера» за 26 января 1924 г.
Благодарю вологодского историка церкви М.Ю. Хрусталева за ценные консультации по теме.