Варлам Шаламов vs Ахто Леви

Dec 15, 2012 15:51


Из письма Шаламова Олегу Михайлову, май 1972:
"...Казалось бы, что страшного в развенчании блатного мира? Недавно появились «Записки серого волка» - очередная «туфта» по этому важному вопросу. Не говоря уж о крайней претенциозности стиля, отвечает на этот вопрос не тот, кому надо отвечать. «Серый волк» - бандит, а не вор (Волжский грузчик - такая кличка для него в блатном мире припасена). «Серый волк» боится воров и врет, что их нет. Берется судить по вопросам, по которым не имеет права судить, судит вместе с «Москвой», вместе с «Литгазетой». Это - очередной опус шейнинского толка. Наш век - век документа. Появляется автобиография бандита. До воровского царства еще очень далеко".

Ахто Леви мог знать это высказывание - статья критика Олега Михайлова "Человек-человеку..." с письмом Шаламова была опубликована в сборнике "Взгляд. Критика, полемика, публикации", вып.2, в 1989 году, а интервью, о котором речь ниже, дано год спустя.
Ахто Леви (псевдоним, настоящее имя Леви Ахтович Липпу) - личность весьма сомнительная, и не потому, что он уголовник, т.е. лжец по определению, вернее, не только потому, что он уголовник, но и потому, что его "Записки" (я их читал) более или менее успешно продвигали два важнейших нарратива советского НКВД-шного дискурса - о послевоенном партизанском движении в оккупированных странах Балтии как о бандитах и террористах и о перевоспитании, "перековке", благодаря которой бывший уголовник выходит из советского лагеря новым человеком. "Записки", имеющие якобы автобиографический характер и написанные эстонцем, до начала пятидесятых не умевшим читать по-русски не говоря уж о литературном языке, пользовались популярностью у читателя - в предписанном советскому обывателю плакатном мировоззрении преступному миру, как и сексу, места не было, и "Записки" как редкое отступление от правила приоткрывали ему щелочку в этот запретный и таинственный мир. В 1968 они были напечатаны в журнале "Москва", а уже через год выдержали два отдельных издания - в издательстве журнала МВД СССР "К новой жизни" и в издательстве "Молодая гвардия". Конечно, Шаламова это не могло не раздражать - "Очерки преступного мира" ходили в самиздатских листочках, а бульварное чтиво Ахто Леви расходилось тиражами в сотни тысяч экземпляров, да еще и экранизировано, поэтому он и припомнил его в письме к Михайлову.
Шаламов утверждает, что "Серый Волк" не знает преступного мира. "Серый Волк", напротив того, утверждает, что преступного мира не знает Варлам Шаламов. В 1990 году тартуская (Эстония) русскоязычная городская газета "Вперед" взяла у него интервью, и один из вопросов касался отношения Ахто Леви к Солженицыну и Шаламову. Думаю, в этом заочном споре надо дать слово и другой стороне.

" - Как Вы относитесь к творчеству таких писателей, как А. Солженицын и В. Шаламов?
- Солженицын стремится разоблачить преступления И. Сталина в том аспекте, в каком он их знал, что сам пережил. И он создал огромную монолитную глыбу. Такой больше в мире нет. Шаламов - талантливый человек. Рассказ, который вы и перепечатали, «Сучья война», это тот материал, над которым я сейчас работаю. Это большая, примерно в 20 печатных листов, многоплановая работа.
В уголовном мире этот период назывался «резня», а не «сучья война». У Шаламова много воровской резни показано в то время, когда ее не могло быть. Хотя... Шаламов не знает основ воровского закона, что воровская жизнь не базировалась только на картежной игре. Многие воры в карты вовсе не играли. Воровская жизнь, как и большая, строится на экономической основе.
У него есть беглые объяснения о воровском «общаке». Но всю эту систему он не понял. Когда в Германии печатали мою книгу, я рассказывал об истории воровского закона и о том, как его уничтожили. Ко времени моего освобождения в начале 1960 года воровской закон был уже уничтожен изнутри. Если бы тогда кто-нибудь назвался вором в законе, то над ним посмеялись бы. Закона-то нет, но это не значит, что нет воров".

Полностью интервью можно прочитать на третьей странице газеты "Вперед", №107 от 11 сентября 1990 года на сайте Эстонской Национальной библиотеки.

совпис, преступный мир, Варлам Шаламов, биография, "Очерки преступного мира", массовая культура

Previous post Next post
Up