Татьяна Уманская (Трусова), филолог, преподаватель, вместе с Еленой Захаровой и Людмилой Анис
ухаживала за Шаламовым в последние месяцы его жизни. Она известила Сергея Григорьянца, находившегося в ссылке в Боровске, о смерти Шаламова и попросила написать
Прощальное слово, зачитанное Григорьянцем на поминках в доме Натальи Кинд. Умерла
в январе 2006 года.
Некролог на сайте Центр образования №548 "Царицыно":
"Трусова Татьяна Николаевна
Когда хоронили Татьяну Николаевну, кто-то сказал, что с ней ушла эпоха людей, не просто знавших русскую литературу, а проживших ее. На уроках она рассказывала о писателях и литературных героях так, как будто это были ее близкие родственники, и она только что с ними общалась. Она была не только прекрасным учителем, а мужественным, очень правдивым человеком.
В брежневские времена Татьяна Николаевна прошла лагеря и ссылку за диссидентские настроения и высказывания. Она на равных общалась с Шаламовым и многими другими настоящими людьми нашей непредсказуемой державы. Все они относились к ней с глубоким и заслуженным уважением.
Она ничего не боялась в этой жизни, у нее были потрясающие жизнелюбие и чувство юмора. У Татьяны Николаевны остались дочь, внуки и благодарные ученики, души которых она растревожила, надеемся, навсегда."
Краткая справка из сборника "Заступница: Адвокат С.В. Каллистратова":
"Трусова Татьяна Николаевна (р.1939), филолог, педагог, участница правозащитного движения. В 1983-1986 в ссылке", [в частности, за то, что подготовила самиздатский сборник "Дело Сергея Григорьянца"].
Татьяна Трусова в ссылке в Читинской области
Более подробно из блога о проектах и деятельности программы «История инакомыслия в СССР» Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» (Москва). "урожд. Лавинская" - ошибочно, правильно: Уманская.
"ТРУСОВА (урожд. Лавинская) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
(1939-2006), филолог (Москва), жена В.И. Гринева, мать М. Трусовой; преподаватель подготовительных курсов МГУ (?-1982); уч. в деятельности Фонда помощи политзаключенным (не ранее 1974-1983); принимала уч. в издании "бюллетеня "В"" и бюллетеня "+"; поддержала заявление МХГ с протестом против ввода войск в Афганистан (1980), автор письма в защиту А.Т. Марченко (1981), свидетельница защиты по делу мужа (1982); подвергалась преследованиям: допросы по делу мужа, допросы по делам С.В. КАЛЛИСТРАТОВОЙ (1982), С.И. Григорьянца, В.Я. АЛЬБРЕХТА (1983), возбуждено дело о "незаконном хранении оружия" (прекращено по амнистии, 1982), обыск и допрос по делу Ю.А. ШИХАНОВИЧА (1983); обв. в "тунеядстве", политзаключенная (первоначально приговорена к лишению свободы, приговор смягчен, ссылка - 1983-1986, Читинская обл., допросы по делам ШИХАНОВИЧА, Е.Н. САННИКОВОЙ (1984), И.М. Терели (1985)). Умерла в Москве."
Гринев Виктор Иванович (р.1941), художник, участник правозащитного движения. В 1982-1985 в лагерях.
В 1982 осужден на 3 года лагерей за "отказ от советского гражданства по политическим мотивам" по обвинению в "клевете на советский строй".
Диссидентская активность.
Персоналии _________
В упомянутой
книге памяти адвоката правозащитников Софьи Калистратовой есть воспоминания о ней Татьяны Трусовой. Я взял оттуда отрывки, которые касаются самой Трусовой и передают атмосферу начала восьмидесятых годов, когда она опекала Шаламова и стихийно втянулась в диссидентскую деятельность, закончившуюся для нее судебным преследованием и ссылкой.
"Т. Трусова
Храню с любовью в памяти своей
В январе 1980 г. я получила письмо. Письмо "ушло" при одном из обысков, но текст я помню хорошо: "Танечка! Уже больше месяца ничего о Вас не слышу. Не нужна ли Вам моя помощь? Может быть, юридическая? Позвоните". Подпись - Софья Каллистратова. Телефон. На конверте адрес. Имя, телефон, адрес были мне совершенно незнакомыми. Я рассказала об это письме как о курьезе: "некто" волнуется, не получая известий обо мне в течение месяца, а я об этом не имею известий и ничего, не волнуюсь. Друг, которому была рассказана эта история, Ф.Ф.Кизелов, посмотрел письмо, конверт и сообщил, что письмо от Софьи Васильевны Каллистратовой, что это Хельсинкская группа и что совершенно нечего смеяться и зачитывать письмо каждому встречному-поперечному.
А дело было вот в чем. Поздно вечером, в Звенигороде, где мой муж исполнял роль сторожа на даче у "белых людей" (как мы их называли. Кстати, впоследствии выяснилось, что на этой самой даче профессора О. когда-то в детстве проводил каникулы Сахаров), так вот, на даче, где по приемнику хоть что-то было слышно, мы узнали о вводе "ограниченного контингента" наших войск в Афганистан. Я еще помнила ту боль, которая мучала в 1968 г., ту растерянность, те беспомощность и унижение... Я тут же села и написала письмо: "Если Хельсинкская группа или какая-нибудь другая группа людей будет протестовать против интервенции наших войск в Афганистан, прошу присоединить мою подпись к такому протесту или считать это письмо адекватным такой подписи". Подписала я, потом мой муж - Виктор Гринев. Я попросила Ф.Ф. передать письмо Ларе Богораз, - он ехал к ней и Толе Марченко в Карабаново на следующий день. Там, в Карабаново, Толя дал ему прочитать письмо протеста, и Ф.Ф. подписал это письмо тоже. Лара его передала. Ну а потом было письмо от Софьи Васильевны.
Все это может показаться странным, но политикой я не интересовалась вовсе. "Голоса" не слушала, о Хельсинкской группе почти не знала, в основном - из советской прессы и со слов знакомых. Поэтому письмо Софьи Васильевны и явилось полной неожиданностью.
Разумеется, я позвонила и по приглашению Софьи Васильевны пришла на улицу Воровского. На двери список - кому из жильцов сколько раз звонить, список довольно длинный. Вошла. Огромная прихожая, сразу запахло детством, нашей квартирой на Кировской... (У больших коммуналок свой запах, чем-то похожий на запах тмина.) Открыла Софья Васильевна. Невысокая, хотя и выше меня, но это заметилось позже, а первое ощущение - высокая. В чем-то свободном, не то платье, не то халат. [...]
Трудно через столько лет восстановить первое ощущение, но вот, что осталось. Софья Васильевна сразу ассоциировалась у меня с людьми, которых я знала и любила: моими учителями, с тренером моей дочери. Они очень разные, но было что-то общее, и мы с дочкой потом определили это словом "осанка", что ли, несмотря на сутулость, несмотря на возраст. Прямота, которая изнутри как-то видна была сразу.
Мы прошли в комнату, и опять такое же, как у нас дома на Кировской. Я уже много лет жила в отдельной квартире, в "хрущобе", но никогда не воспринимала ее как "дом". У Софьи Васильевны это "дома" сразу почувствовалось. Почему? Окна ли большие, потолки ли высокие? Большой ли стол почти посредине комнаты, некоторый беспорядок, книги, бумаги... не знаю, только в этой комнате было как "дома".
Мне очень стыдно вспоминать свое первое посещение, я на месте Софьи Васильевны просто выгнала бы эту нахалку. Заговорили мы, естественно, о том, что было связано с причиной приглашения: о моем письме, о Хельсинкской группе. Я сказала, что плохо, что о группе мало кто знает, я вот, например, случайно узнала, потому что знакома с Ларой. А так, "голоса" не многие слушают, да и не слышно ничего, глушат. Каких-нибудь печатных изданий Хельсинкской группы почти нет. "Хроника", где публикуются их документы, почти недоступна. Кто ее читает? Те, у кого есть доступ, то есть знакомые.
Софья Васильевна не стала мне возражать тогда, что не знает чего-то тот, кто не хочет знать. Что круг знакомых - не случайность. Что вот меня же "вынесло" на Лару, а не на нее, так на кого-нибудь другого бы "вынесло", потому что люди находят себе подобных, даже если им кажется, что не ищут. Все это было сказано и проговорено позже. И значительно позже говорили мы о том, что если мало кто читает наши протесты, мало кто знает об "узниках совести", о Хельсинки, о Фонде, то это только потому, что таков уровень людей, народа, они не знают, потому что, может быть, еще не способны хотеть знать. В первый раз Софья Васильевна слушала меня с некоторым любопытством. Она замечательно умела слушать и "заводить". Она сказала: "Так ведь работать некому... Вот, - и показала гору бумаг, - просто даже некому печатать..."
Что это было? Доверчивость? Каждому, кто помнит 70-е гг., известны подозрительность, страх перед стукачами и т. п. Правда, в "конспирацию" Софья Васильевна никогда не играла и к нелегальщине и подполью относилась плохо. Часто повторяла название книги Григоренко: "В подполье можно встретить только крыс".
Так вот, тут же, от нее я позвонила Ф.Ф.Кизелову, и мы договорились, что он придет и поможет с перепечаткой.
Вот сидит передо мной человек, который прошел долгий и трудный путь противостояния: от простой честной позиции адвоката в уголовных процессах до защиты "диссидентов" Григоренко, Делоне и др. А перед ней - "нечто": я, женщина, которая безапелляционно заявляет ей, что ее единомышленники мало что сделали и сделали все не так. Почему она слушала? И, кажется, даже соглашалась... Очень стыдно вспоминать [...]
Как многие неофиты, я была очень жесткой в оценках. Шли годы, которые Софья Васильевна называла "покаянные годы". Без конца сажали, и далеко не все выдерживали давление. Покаяние отца Дудко, покаяние Болонкина, Сереброва... Однажды она сказала: "У каждого человека свой запас сил". "Ну так надо его рассчитывать заранее и не лезть, если не можешь", - продолжала кипеть я. "Заранее... заранее знать нельзя", - ответила она. Только С. она осудила со всей жестокостью. И даже написала ему письмо - в ответ на его открытое письмо ко всем нам. Письмо начиналось с того, что, сидя в тюрьме, он подумал и решил... "Вот уж, действительно, нашел время и место", - спародировала Софья Васильевна известный анекдот. Человек может сломаться, может даже пытаться оправдать себя, но строить на своем отступничестве философию приспособленчества, обвинять тех, кто к предательству не способен, - это подлость.
...Шли бесконечные вызовы, допросы, обыски... Было много непереносимого, например, арест Толи Марченко, а потом срок 10 лет! Да еще 5 лет ссылки. От этого хотелось выть. Толиному сыну семь лет, неужели он увидит отца только в семнадцать? Может быть, именно поэтому, потому что невозможно жить в ощущении постоянного кошмара, - в собственных столкновениях с Комитетом государственной безопасности виделось много смешного, и при рассказах именно это смешное "выпячивалось". Рассказываешь что-нибудь такое Софье Васильевна, а она: "Развлекаетесь? Ну-ну..." За этой фразой был многоэтажный подтекст: упрек за легкомыслие, предостережение и что-то очень теплое, как будто и не так уж сердили ее эти "развлечения". Я отвечала обычно, что русский человек юмором спасается. Она не соглашалась: "Хорош юмор... юмор висельника".
А когда в 1983 г. последний номер "Бюллетеня В" мы закончили фразой о том, что его издание прекращается по причине ареста большей части издателей, но что в русском языке еще много букв и мы не гарантируем, что не появится бюллетень "А" или "Я", да еще отправили этот номер прямо по почте в КГБ, вот тут Софья Васильевна рассердилась всерьез и даже повысила голос: "Что за дурацкие игры? Стыдно!" Для нее ведь все - и работа Хельсинкской группы, и издание "Хроники", и "В" - не было игрой в "казаки-разбойники", романтикой конспирации, как, к сожалению, для некоторых бывало. Для нее все это было делом, работой. Борьбой не против кого-то, а за соблюдение законов с маленькой и большой букв. И я с уверенностью говорю об этом. Приведу несколько примеров.
Хельсинкскую группу иногда упрекали в лицемерии: требуете, дескать, чтобы они соблюдали свои же законы, как будто не понимаете, что если эти законы будут соблюдаться, так и их не будет, - это же абсурд. А для Софьи Васильевны это не было абсурдом, хотя она отлично понимала, что эта власть даже своих писанных законов соблюдать не будет. Именно поэтому она говорила, что борьба должна быть за закон. Не мы нарушаем законы государства, а они. Не мы преступники, а они. Для нее слово "закон" не было некой условностью, как для большинства советских людей, - для нее это слово много значило. [...]
Большинство из нас были слишком безоглядны - и часто не только за свой счет, а за счет родных тоже, - как-то не заботились о том, чтобы свой выбор не сделать судьбой близких. А Софья Васильевна и об этом думала. Помню, говорила о Желябове, о судьбе его жены и сына. Я возмущалась жестокостью, а она медленно так сказала, ахматовским своим голосом: "Безответственность и, заметьте, во всем". О народовольцах мы говорили с ней много. Я очень люблю Николая Морозова, правда, "после" отказа от терроризма, с момента крепости. А Софья Васильевна, признавая многое, говорила, что его статьи непростительны. "И заметьте, все недоучки. От недоучек весь вред".
А однажды я наполовину в шутку, но немножко и всерьез завела разговор о том, что вот-де, у большевиков и подпольные типографии были, и пропаганда была поставлена, конспиративные квартиры, кружки, парики, паспорта... Она слушала меня молча, губами жевала. А потом говорит: "Ну и что хорошего? Вы это всерьез? Как маленькая, ей-Богу! Лучше про собак своих расскажите". Она решительно не принимала никакой "подпольщины", для нее было безусловно, что конспирации порождают нарушения нравственности, а значит, никакая "практическая польза" этого не искупит, да и не будет никакой пользы. Сейчас это многие понимают, но тогда это такой уж безусловной истиной не было.
... Дни рождения Софьи Васильевны. Это отдельная тема. Всегда была куча народу, шумно и очень весело. Особая атмосфера ясности, близости, единства, ощущение родства и братства. Вспоминаешь, и хочется сказать: "Хочу обратно в застой", - такого светлого чувства потом, в конце 80-х не было, нет... (Кстати, о слове "застой" - не было у нас застоя, была огромная напряженность мысли, внутреннего действия.) Ведь это было как? Пришел, - значит, свой... А те, кто в последние годы (для меня - до 83-го) не приходил, а присылал колбасу или еще что-нибудь в подарок, то Софья Васильевна без осуждения, с иронией выкладывала на стол эту колбасу от "бывшего такого-то" и спрашивала: "Будем есть или заразиться боитесь?", - но, наверное, не стала бы плохое поминать, значит, и нам не следует. [...]
...В 1982 г. посадили мужа, потом завели дело против меня - за хранение огнестрельного оружия: было у Вити около пятидесяти капсул от патронов, какие-то металлические шарики, похожие на игрушечные футбольные мячи. Он использовал все это для макетов, в частности, в макете декораций для "Дней Турбиных" это были пушечные ядра и снаряды. Ему "хранение" не предъявили, на 190-1 им и так хватило, оставили для меня. А я и вправду не знала, откуда они в доме взялись. Потом выяснилось, что принадлежало все это одному приятелю, который отдал все эти штуки Вите. Меня тогда удивило, что приятель этот даже не подумал пойти и сказать обо всем следователю, а заявил, что тогда будет два дела вместо одного. Все, конечно, так, и я бы явки его к следователю не допустила. Но когда я все это рассказала Софье Васильевне (и про два дела вместо одного), она вскипела: "Хоть десять!" - и после долго не принимала этого человека, хотя раньше относилась к нему хорошо. Кажется, он что-то понял. Пришел к ней с заявлением, где было сказано, что о патронах я ничего не знала. И Софья Васильевна помягчела. Отругала и простила, как он говорил. Правда, отдавать это заявление мы не стали. Софья Васильевна сказала: "Только вы можете это решить. Вам решать, вам и ответ держать". Оно снимало обвинение с меня, но автоматически "подставляло" Витю и могло добавить к грозящим ему трем годам еще парочку.
Но на этот раз пронесло: умер Брежнев, и дело прекратили по амнистии. Я, правда, ерепенилась, хотела что-то доказывать, но тут уж решала Софья Васильевна: "Нечего подставляться! Что за показной героизм! Принимайте амнистию и не рыпайтесь!"
Ну, а в ноябре 1983 г. завели следующее дело - на сей раз за тунеядство. (Очередной театр абсурда - в сорок пять лет у меня было двадцать два года трудового стажа. Правда, последний год я не работала, из университета ушла из-за Витиного дела, а тут - свое... Были частные уроки, на жизнь нам с дочерью хватало, потом она родила в сентябре ребенка. Он был слабенький, родился недоношенным и с энцефалопатией.)
Я все сделала, чтобы ни Софья Васильевна, ни мать ничего не знали. Узнала Софья Васильевна все после суда и приговора от Аси Л. "Просто слов нет! Что, боялась, что я ругать буду? Ну так вот, передайте ей, что я ее ругаю!" И сердилась долго, даже обратилась ко мне в первом письме по имени-отчеству. Правда, в том же письме сообщила, что посылает мне кофе и сигареты, и милостиво позволила расценить это как приглашение на чашку кофе.
... Возвращаясь к ситуации с "патронами" - Софья Васильевна, как и другие правозащитники ее поколения (А.Д.Сахаров, П.Г.Григоренко и другие), безупречно чувствовала то, что должно быть нравственной нормой, что и было нравственной нормой для них. Вот, например, такой случай. Z (из моего поколения), по профессии историк, занимался "Хроникой". Человек сухой и точный, безусловно честный, однажды на дне рождения Софьи Васильевны записал голоса гостей - каждый что-то рассказывал о себе. Записал, не спрашивая разрешения у присутствовавших, "для истории". Запись была изъята у него на обыске. Об этом случае много спорили тогда. Мне лично казалось, что он не так уж виноват, просто идиотское стечение обстоятельств, но Софья Васильевна была непреклонна: "Это неэтично. Попала запись куда-то или не попала, вопрос другой, не это важно. Он не имел права без согласия людей что-то записывать!". [...]
Мы никогда не беседовали на темы религии. Я не знаю, полагала она себя человеком верующим или нет. Но к Софье Васильевне очень подходит вот эта фраза: "Неси свой крест - и веруй". Просто, без надрыва и аффектаций. Тихо."
_________
Если кто-то захочет узнать о Татьяне Уманской-Трусовой подробнее - вот блоги ее дочери, художницы Марии Трусовой, на которые я наткнулся в ходе сбора материала; здесь же адрес ее электронной почты:
в ЖЖв сети Мэйл.ру