Предисловие Сергея Гродзенского к шаламовским заметкам о шахматах из газеты "Вечерняя Москва" 1935 года. Опубликовано в журнале "64",№ 10, 2005.
_________
ВАРЛАМ ШАЛАМОВ - ШАХМАТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
В творчестве выдающегося писателя Варлама Шаламова встречаются шахматные мотивы, иногда используется шахматная терминология, а один из известнейших его рассказов называется «Шахматы доктора Кузьменко».
О Варламе Тихоновиче - друге юности моего отца, об его увлечении шахматами я уже писал в «64» (1990, №11). Поводом для написания этих строк послужила неожиданная находка. До сих пор считалось, что первой публикацией Шаламова был рассказ «Три смерти доктора Аустино» («Октябрь», 1936 год), - эпизод войны интернациональных бригад с силами генерала Франко в Испании.
Из биографии В. Т. Шаламова известно, что по отбытии первого лагерного срока в Вишере, он в 1932 году вернулся в Москву, стал работать в журналах, позднее начал печататься сам. В письме от 2 декабря 1973 года к Л. Н. Черткову (автору статьи о Шаламове в «Краткой литературной энциклопедии») он упоминает о трех публикациях в «Вечерней Москве» за 1935 год, которые, по-видимому, следует считать его первыми выступлениями в печати.
И вот эти материалы перед нами, и все три посвящены шахматам! Они связаны со Вторым московским международным турниром, который стартовал 15 февраля, а 19-го в «Вечерке» появилась первая заметка никому не известного В. Шаламова под названием «64 поля».
Через неделю на третьей полосе помещен целый подвал «Гроссмейстер в цейтноте». Читая эти материалы, видим, что их автор не только увлечен шахматами, но хорошо знает их историю, размышляет на ставшую десятилетия спустя модную тему «Что такое шахматы?», понимает многие нюансы игры.
Без идеологических штампов, конечно, в то время было не обойтись. Ими пронизаны все публикации, особенно последняя - в номере от 8 марта. Среди материалов, посвященных «женскому дню», на третьей полосе колонка «Женщина и шахматы». Неудачное выступление во Втором московском международном турнире чемпионки мира Веры Менчик В.Шаламов объясняет тем, что «на Западе ничего не делается для шахмат среди женщин... В современной Англии - «передовой» стране «демократических свобод» - нужен определенный и высокий имущественный ценз, чтобы быть членом клуба. Женщинам пролетариата - не до шахмат».
Ну, а в «стране побеждающего социализма», конечно же, все наоборот: «Все шестьдесят четыре поля шахматной доски открыты перед женщиной СССР. Работа среди женщин входит в план любой шахматной организации, шахматного кружка любого клуба», и заканчивает будущий автор «Колымских рассказов» призывом: «Шахматная игра должна стать любимейшей игрой женщин - трудящихся Советского Союза».
Эта была последняя публикация молодого журналиста на шахматную тему, а вскоре последовал новый арест. Впереди у него было почти 20 лет тяжелейших испытаний на Колыме, символизирующей для любого ветерана-зэка предел человеческих страданий, возвращение в столицу и нищенское существование после реабилитации, публикация первых сборников стихов и одинокая смерть в доме престарелых.
Сегодня имя Варлама Шаламова известно всему миру. На его родине в Вологде работает музей В. Шаламова, регулярно проводятся шаламовские чтения. Недавно «Литературная газета» сообщила, что в Соликамске на здании Свято-Троицкого монастыря установлена мемориальная доска в память о писателе, отбывавшем в этом уральском городе часть тюремного срока. Готовится к изданию полное собрание сочинений В.Шаламова. Его уже все чаще называют выдающимся поэтом и писателем, а придет время, я уверен, по праву назовут великим.
Пусть же будущие историки литературы не забудут о том, что автор «Колымских рассказов» начинал свой творческий путь с публикаций на темы шахмат - игры, увлеченным любителем которой он оставался всю жизнь.