Шаламов на клерикально-монархических сайтах

Jan 23, 2012 00:28


Сайт "Русская народная линия. Самодержавие, Православие, Народность", а также другой православно-казачий сайт печатают статью писателя Николая Коняева, приуроченную к 30-летию со дня смерти Шаламова.

"Мое знакомство с Варламом Тихоновичем Шаламовым началось в начала 80-х годов, когда я прочитал сборник «Колымских рассказов», который произвел на меня совершенно ошеломляющее впечатление. До сих пор мы знали о лагерях в основном от Александра Солженицына, который сам настоящих лагерей-то и не видел. А у Шаламова мы увидели весь этот ужас воочию.
Это очень интересный, большой писатель. Шаламов своей судьбой являет зримый и очень важный пример мужества писателя. Мы знаем, что Солженицын предлагал Шаламову писать «Архипелаг ГУЛАГ» вместе с ним. Но у Солженицына был принцип, который заложен в произведении и который писатель декларирует в предисловии к «Архипелагу», - что когда его осудили, существовала презумпция виновности, и поэтому он, Солженицын, пользуется тем же принципом - обвиняет органы НКВД, а они должны сами доказать свою невиновность.
Этот античеловеческий принцип презумпции виновности был заложен в «Ахипелаге». Видимо, когда шли переговоры Солженицына с Шаламовым, этот принцип также прозвучал, и последний наотрез отказался участвовать в этой работе. Он не мог писать по слухам, потому что слухи всегда преувеличивают то, что происходит на самом деле. Шаламов знал реальную жизнь лагерей, и ему этого было достаточно для творчества. Ему не нужно было пользоваться чьими-то слухами и обрывками информации.
Сделав такой выбор, Шаламов явил собой удивительную писательскую честность и самоотверженность. К сожалению, цена за эту честность была очень высокой. Шаламов закончил свою жизнь в приюте для бездомных, всеми брошенный.
Но есть и другой итог его жизни. Книги Шаламова, в особенности его «Колымские рассказы», навсегда останутся в золотом фонде русской литературы и примером той художественной высоты, которую не могли взять многие писатели, писавшие о советских лагерях."

Коняев заблуждается. "Презумпция виновности" сталинизма у Шаламова ничем уступала солженицынской. Шаламов писал: "Может ли быть в правде прошлой нашей жизни граница, рубеж, после которой начинается клевета? Я утверждаю, что такой границы нет, утверждаю, что для сталинского времени понятие клеветы не может быть применено". Неприменимость понятия клеветы к сталинизму - это тот же самый "античеловеческий", по словам лукавого моралиста Коняева, принцип "презумпции виновности", из которого исходил Солженицын. Отказ Шаламова работать на проект Солженицына проистекал из совсем других побуждений.

Александр Солженицын, сталинизм, русская правая, Варлам Шаламов, современность

Previous post Next post
Up