О чтенiи Романовъ.
Всякой человѣкъ желаетъ чрезъ чтенiе книгъ учиниться разумнѣе, проницательнѣе и образованнѣе; но всякой родъ чтенiя имѣетъ особливую свою цѣль. Романы возбуждаютъ и оживляютъ чувство изящнаго и высокаго, образуютъ вкусъ и возвышаютъ въ насъ удобство къ возпрiятiю всего благоприличнаго, добраго и полезнаго. Кто читаетъ романы единственно для препровожденiя времени, тотъ ставитъ на карту жизнь свою за ничто; кто забавляется только ими, тотъ губитъ свое время, и получаетъ наконецъ проигрышной билетъ; кто желаетъ только возхищаться оными, тотъ уподобляется пьяницѣ, котораго винные пары оглушаютъ. Чтенiе имѣетъ благороднѣйшую и возвышеннѣйшую цѣль: оно должно служить къ образованiю душевныхъ нашихъ способностей, къ умноженiю нашихъ познанiй къ утонченiю нашего вкуса.
Не всякая книга однакожъ можетъ удовлетворить оной цѣли; почему и надлежитъ дѣлать строгой выборъ въ томъ, что мы читаемъ. Романы, избираемые для чтенiя, должны отличаться занимательностiю содержанiя, остротою мыслей, новостiю плана, оригинальностiю дѣйствiя. Они должны быть писаны хорошо и живо, и заключать въ себѣ всѣ свойства, наставляющiя разумъ, привлекающiя сердце и возбуждающiя удовольствiе. Правда, что таковыхъ романовъ не много находится; но Виландъ, Гете, Шиллеръ, Вольтеръ, Фильдингъ, Ричардсонъ, Гольдшмидтъ и нѣкоторые другiе, могутъ въ семъ случаѣ удовлетворить нашему желанiю.
При чтенiи Романовъ надобно прежде всего отыскать цѣль Автора, ибо онъ соединяетъ рядъ произшествiй въ нѣчто цѣлое и производитъ дѣйствiе. Отыскавъ цѣль, надлежитъ потомъ изслѣдовать и разсмотрѣть каждую часть книги въ особенности, каждое дѣйствующее лицо, образъ мыслей, темпераментъ и характеръ онаго, и замѣтить, сколь много способствуютъ оные къ достиженiю предположенной Авторомъ цѣли. За тѣмъ должно изслѣдовать какъ справедливость и соотвѣтственность характеровъ, такъ и истинну примѣчанiй. Послѣ того надобно совокупить во едино все частное и посмотрѣть, занимаетъ ли оно силу воображенiя вмѣстѣ съ разумомъ, возбуждаетъ ли удовольствiе, подаетъ ли достаточный къ размышленiю поводъ, облегчаетъ ли сiе послѣднее, и все цѣлое удовлетворяетъ ли требованiямъ вкуса? Изящное, равно какъ и доброе, суть чада одного поколѣнiя; кто истинно любитъ изящное, тотъ любитъ и добродѣтель. Порочной человѣкъ не находитъ для себя удовольствiя въ истинной красотѣ; ему нравятся только нѣкоторыя примѣси, соединяемыя съ оною, но не составляющiя собственно натуру изящнаго. Женщины могутъ свои душевныя прееимущества чрезвычайно умножить чрезъ строгой выборъ Романовъ, а тѣмъ самимъ прiобрѣсти себѣ такiя прелести, которымъ каждый смертный съ охотою покоряется.
МВ 1807, 14, Суббота, Февраля 16 дня.