18 мая в Лондоне стартовала «Платиновая неделя» - ежегодное собрание представителей отрасли. Традиционно к этому событию крупнейшие аналитические службы готовят свои доклады. На рынке платиноидов сейчас присутствуют три независимые друг от друга крупные аналитические организации: Thomson Reuters GFMS, их конкурент - Bloomberg Professional, который в прошлом году скооперировался с компанией Johnson Matthey Plc - крупнейшим переработчиком платиноидов в мире, и образованный также в прошлом году Всемирный совет инвестиций в платину (World Platinum Investment Council, WPIC). Сравнение и сопоставление данных и выводов трёх независимых и конкурирующих друг с другом аналитических организаций способствует лучшему пониманию рынка PGM (см. в конце статьи).
Обзор доклада GFMS «PLATINUM & PALLADIUM SURVEY 2015» я опубликовал 16 мая. Johnson Matthey & Bloomberg представили доклад «PGM MARKET REPORT MAY 2015» 18 мая.
В ноябре 2014 года шесть ведущих мировых производителей платины: Anglo American Platinum, Aquarius Platinum, Impala Platinum Holdings, Lonmin, Northam Platinum и Royal Bafokeng Platinum создали WPIC с целью привлечения инвестиций в отрасль, совместного финансирования и разработки новых продуктов, изучения рынка и обмена информацией. Исследования рынка платины, как я уже
писал ранее о ноябрьском докладе, WPIC поручает независимой консалтинговой фирме SFA (Оксфорд). 11 марта был опубликован
второй доклад WPIC «PLATINUM QUARTERLY Q4 2014», в котором анализируется рынок платины в 2014 году и даётся прогноз на 2015 год. 18 мая WPIC опубликовал доклад «PLATINUM QUARTERLY Q1 2015», в котором дана «подробная оценка предложения, спроса и наземных запасов платины в первом квартале 2015 года» и обновлены прогнозы.
Кстати, Маркус Грабб, до последнего времени - директор по инвестициям в WGC, 5 мая назначен директором по развитию рынка WPIC. Вот выдержка из пресс-релиза:
Маркус заработал завидную репутацию технического и инновационного эксперта на своей предыдущей должности в World Gold Council, и мы с нетерпением ждём его, поскольку его проницательность и опыт будут иметь важное значение для рынка платины и WPIC. Он будет играть ключевую роль в создании новых инвестиционных продуктов и открывать новые возможности для роста инвестиций в платину, что поможет нам достичь нашей цели стимулирования спроса инвесторов на физические активы и роста глобального рынка.
Прежде чем рассказать о последних докладах, хочу обратить ваше внимание на некоторые сегодняшние события. Во-первых, все аналитики предсказывают сокращение дефицита платины и палладия в этом году. Сокращение дефицита ожидается в связи с возможным значительным ростом производства PGM в ЮАР. По данным статистического департамента ЮАР добыча платиноидов в марте 2015 года выросла на 132,2% в годовом выражении после роста на 26,7% в годовом выражении в феврале. Однако следует учитывать, что в прошлом году в этот период уже был самый разгар забастовок, и добыча резко упала.
Сегодня восстановление производства драгметаллов в ЮАР вновь сопровождается забастовками, беспорядками и переговорами профсоюзов с компаниями об увеличении заработной платы работникам и препятствии сокращению рабочих мест в ходе проводимой реструктуризации отрасли. Произошло кровопролитное столкновение между бастующими рабочими и полицией на шахтах Anglo Platinum. Кроме того, профсоюз AMCU выдвинул требование о повышении заработной платы работникам на золотодобывающих шахтах в два раза. Компании и профсоюз наметили переговоры по данному вопросу на июль этого года.
Компания Lonmin продолжает реструктуризацию на своих платиновых шахтах в ЮАР, что может привести к сокращению 3500 работников. Профсоюз NUM намерен воспрепятствовать этому сокращению. Таким образом, риски со стороны предложения платины из ЮАР продолжают нарастать. Поэтому к прогнозам WPIC о том, что производство платины в ЮАР в 2015 году вырастет на 30% относительно 2014 года и составит 4,06 млн унций, нужно относиться с осторожностью, как и к прогнозам GFMS о 22%-ном и JM о 19,5%-ном росте производства платины на шахтах Южной Африки в этом году. NUM и AMCU,
как мы убеждались не раз, слов на ветер не бросают.
Во-вторых, Норильский никель и другие инвесторы намерены завершить свою сделку по покупке палладия из запасов Центрального банка России к концу этого года, заявил в понедельник заместитель исполнительного директора компании Павел Фёдоров в интервью Reuters в Лондоне, добавив, что пул потенциальных инвесторов и их финансирование могут принести в бюджет до $ 2 млрд. Норникель, крупнейший в мире производитель палладия, предложил в прошлом году ЦБ РФ схему сделки в рамках своих усилий по обеспечению наличия на складе металла для долгосрочных клиентов и увеличения прозрачности рынка.
Фёдоров отметил, что Норникель получил ряд предложений для финансирования сделки, в том числе от крупных финансовых институтов, и привлёк бы до $ 200 млн собственного капитала. Я уже много раз
затрагивал эту тему. Ранее гендиректор и совладелец компании Владимир Потанин заявлял, что инвесторы могут оплатить палладий деньгами или, например, платиной. Исходя из нынешних цен, на $ 2 млрд партнёры смогут купить около 2,5 млн унций палладия, что эквивалентно годовому производству этого металла Норникелем.
Объёмы палладия в госзапасах РФ являются государственной тайной, однако Фёдоров сказал: «С точки зрения существования этих резервов, мы работаем очень активно с российским ЦБ, потому что мы знаем, что он является держателем значительных запасов палладия». Оба этих варианта вероятного дальнейшего развития событий, в случае их реализации, могут значительно изменить картину спроса и предложения на рынке PGM.
Johnson Matthey & Bloomberg
Предложение
По данным Johnson Matthey, производство платины в ЮАР сократилось в 2014 году на 18% до 3,55 млн унций (114,4 тонн) с 4,2 млн унций (135,6 тонн) в 2013 году. Общемировая добыча сократилась в 2014 году также почти на 18% до 5,125 млн унций (164,8 тонн), причём не только в ЮАР в связи с забастовками, но и в других регионах из-за падения цен и обеднения руд на крупных месторождениях. Общемировая добыча палладия также снизилась в 2014 году на 4,2% до 6,1 млн унций (197 тонн). Однако сокращение добычи произошло только в ЮАР - на 14% до 2,125 млн унций (68,55 тонн). В остальных регионах добыча немного выросла.
В 2015 году JM прогнозирует рост общемировой добычи платины почти на 13,3% до 5,8 млн унций (187,32 тонн). Причём если в России и некоторых других регионах добыча будет сокращаться по причинам, озвученным выше, то в Южной Африке рост добычи за счёт восстановления и реструктуризации производства прогнозируется на 19,5% до 4,237 млн унций (136,68 тонн). Южная Африка обеспечит в этом году 73% мировых поставок платины.
Общемировая добыча палладия, как ожидается, вырастет почти на 5% до 6,4 млн унций (206,5 тонн), опять же исключительно за счёт восстановления и реструктуризации производства в ЮАР. По прогнозу ЮАР увеличит добычу на 17% до 2,48 млн унций (80 тонн), самого высокого уровня с 2011 года, в то время как в остальных регионах добыча снизится по тем же причинам, что и добыча платины. Конечно, как я отмечал выше, многое будет зависеть от развития ситуации с трудовыми конфликтами в ЮАР. Свою лепту также могут добавить страновые проблемы в Зимбабве.
Объёмы рециклирования платины продолжают расти с 2008 года, несмотря на снижение цен на платину; основные поставки на этот рынок обеспечивает сектор автокатализаторов, так как во всех регионах ужесточаются стандарты выхлопов. Основным источником вторичного металла остаётся Северная Америка, так как в этом регионе много старых автомобилей, которые в настоящее время утилизируются. В 2014 году рециклирование выросло на 2,17% до 2,073 млн унций (66,65 тонн). JM считает, что рециклирование платины достигнет в 2015 году нового рекорда, несмотря на падение мировых цен, и составит примерно 2,213 млн унций (71,38 тонн).
Объёмы рециклирования палладия также растут по тем же причинам, что и для платины. В 2014 году они выросли на 9% до 2,75 млн унций (88,7 тонн). Рост производства автомобилей в Китае, США и других странах сопровождается ужесточением экологического законодательства. JM прогнозирует рост объёмов вторичной переработки палладия в этом году на 4,5% до 2,87 млн унций (92,7 тонн).
Спрос
Общемировой спрос на платину в 2014 году сократился на 4,5% и составил 8,31 млн унций (268 тонн). Основные объёмы сокращения наблюдались в ювелирном и инвестиционном сегментах спроса. Ювелирный спрос снизился на 4,2% до 2,9 млн унций (93,5 тонн), в основном из-за сокращения потребления в Китае. В этом году JM прогнозирует дальнейшее незначительное снижение ювелирного спроса на 1,3% до 2,86 млн унций (92,3 тонн), особенно если цены на золото будут оставаться низкими. В палладии также продолжится снижение ювелирного спроса на 12% до 245 тыс. унций (8 тонн) относительно сокращения в 2014 году на 21% до 279 тыс. унций (9 тонн). Причины те же, что и для платины.
Основной удар по инвестиционному спросу в платине пришёлся на ETFs. Запасы в платиновых биржевых фондах в настоящее время упали на 7,5% до 76,7 тонн по сравнению с рекордом в 82,9 тонн, установленным в июле 2014 года, согласно данным Bloomberg. Палладиевые ETFs в 2014 году также поставили рекорд в 96 метрических тонн по запасам в августе, но в настоящее время их запасы сократились на 4,2% до 91,9 тонн. JM прогнозирует в этом году дальнейшее сильное снижение запасов, как в платиновых, так и в палладиевых ETFs.
Основной рост общемирового спроса на PGM в этом году придётся на сектор автокатализаторов. Общий спрос на платину, по прогнозам, изменится незначительно с 8,31 млн до 8,305 млн унций, а 10%-ное увеличение использования платины в автокатализаторах до 3,7 млн унций (19,2 тонн) компенсируется продажей инвесторами 88 тыс. унций, по сравнению с покупками 272 тыс. унций в прошлом году. Промышленный спрос вырастет на 2,9% до 1,8 млн унций (59 тонн).
Общемировой спрос на палладий снизится в этом году на 12% до 9,4 млн унций (302,5 тонн) с 10,7 млн унций (344,7 тонн) в 2014 году. JM считает, что инвесторы могут продать до 400 тыс. унций (13 тонн) после покупки 932 тыс. унций (30 тонн) в прошлом году. Рост спроса в секторе автокатализаторов на 1,44% до 7,5 млн унций (240,5 тонн) не сможет компенсировать сокращение ювелирного, промышленного и инвестиционного спроса.
Дефицит
Дефицит платины и палладия на рынке сократится с рекордных уровней прошлого года в связи с восстановлением южноафриканской добычи и продажами инвесторов. Оба металла были в дефиците с 2012 года на фоне перебоев с поставками и ужесточения законодательства в отношении выбросов транспортных средств, которое привело к росту спроса на материалы, которые используются в качестве катализаторов в каталитических конвертерах.
«Спрос со стороны автомобильной отрасли, как ожидается, установит новые рекорды в 2015 году, - сказал в понедельник Рупен Рейзаза, менеджер отдела исследований Johnson Matthey, про палладий, - Этот фактор будет перевешивать факторы, включающие восстановление добычи в Южной Африке и значительные ликвидации инвесторами активов в биржевых продуктах».
JM считает, что дефицит платины на рынке в этом году составит 285 тыс. унций (9,2 тонн) относительно 1,1 млн унций (35,9 тонн) в прошлом году. Дефицит палладия сократится до 100 тыс. унций (3,2 тонн) в 2015 году, по сравнению с 1,8 млн унций (59 тонн) в 2014 году. Посмотрим, удастся ли господину Потанину изменить эти цифры.
WPIC & SFA
Предложение
Согласно данным SFA, в первом квартале спрос на платину превысил предложение, в результате чего дефицит платины на рынке составил 160 тыс. унций (5 тонн) по сравнению с 60 тыс. унций (1,9 тонн) в Q4 2014 года. Общий объём поставок платины снизился на 1,3% до 1,835 млн унций (59 тонн) относительно 1,860 млн унций (60 тонн) в Q4 2014 года. В том числе первичная добыча составила 1,385 млн унций (44,7 тонн) относительно 1,380 млн унций (44,5 тонн), рециклирование - 450 тыс. унций (14,5 тонн) относительно 480 тыс. унций (15,5 тонн), в том числе вторичная переработка ювелирных изделий снизилась до 135 тыс. унций (4,35 тонн) относительно 175 тыс. унций (5,65 тонн).
Рост производства в Q1 2015 года в Южной Африке и Зимбабве на 15 тыс. унций (0,48 тонн) в каждой стране был компенсирован снижением в других регионах - Северной Америке (-20 тыс. унций) и России (-10 тыс унций), а под влиянием более низких средних цен на платину снижались и общие объёмы рециклирования. «Поставки из Южной Африки восстанавливаются от очень низкой базы 2014 года, - сказал директор научно-исследовательского отдела WPIC Тревор Реймонд, - Тем не менее, они по-прежнему ниже уровня 2013 года».
В этом году увеличение производства в Южной Африке прогнозируется на 30% до 4,06 млн унций (131 тонн). Общемировые объёмы добычи вырастут на 12% до 5,85 млн унций (189 тонн). Рециклирование вырастет на 3% до 2,11 млн унций (68 тонн). Общий объём предложения вырастет на 10% до 7,96 млн унций (256,9 тонн). Наземные запасы платины по оценке WPIC в 2015 году снизятся на 6,8% относительно 2014 года и составят 2,61 млн унций (84,2 тонн).
Спрос
Общий спрос на платину в Q1 2015 года увеличился по сравнению с предыдущим кварталом за счёт роста потребления в автомобильном и ювелирном секторах, значительно превышающем снижение промышленного и инвестиционного спроса. Спрос вырос на 3,9% до 1,995 млн унций (64,4 тонн), в том числе спрос в автомобильной промышленности вырос на 4,8% до 865 тыс. унций (27,9 тонн), ювелирный спрос вырос на 9,5% до 750 тыс. унций (24,2 тонн), промышленный спрос снизился на 3,6% до 400 тыс. унций (12.9 тонн).
Спрос для автокатализаторов вырос из-за сочетания больших объёмов продаж автомобилей и внедрения евро 6-совместимых катализаторов. В своём постановлении в этом месяце Верховный суд Великобритании подчеркнул, что дизельные автомобили способствуют повышению уровней оксида азота (NOx) в городских районах, в некоторых из которых концентрация в настоящее время превышает допустимые пределы ЕС.
По новому стандарту Евро 6 выбросы NOx должны быть на 55% ниже, чем в евро 5. Полностью Евро 6 вступит в силу в сентябре этого года, а к концу 2017 года все авто в ЕС должны соответствовать новому стандарту. Спрос в автомобильном секторе по прогнозам вырастет на 4% до 3,38 млн унций (108,9 тонн).
Ювелирный спрос выиграл от пополнения запасов, особенно в Китае после китайского Нового года, и продолжения роста на возрождающемся индийском рынке. Ожидается рост спроса в этом году на 3% до 3,1 млн унций (99,5 тонн). При этом ожидается плоский спрос в течение года в Китае и сильнейший рост спроса на ювелирные изделия из платины в Индии - на 23%. Ювелирный спрос составляет 38% от общего спроса на платину.
Инвестиционный спрос был отрицательным (-20 тыс. унций) - отток из ETFs составил 50 тыс. унций (1,61 тонн) относительно 30 тыс. унций (0,97 тонн) оттока в Q4 2014 года. Спрос на монеты и слитки из платины не изменился и составил 35 тыс. унций (1,13 тонн). Инвестиционный спрос в 2015 году, как ожидается, сократится на 63% до 50 тыс. унций (1,6 тонн).
Дефицит
SFA прогнозирует, что в 2015 году мировой рынок платины будет снова в дефиците, так как спрос превысит предложение на 190 тыс. унций. Прогноз по дефициту платины в текущем году снижен до 190 тыс. унций с предыдущего 235 тыс. унций из-за ожиданий слабого экономического роста в Китае. В то же время ожидается, что предложение платины вырастет на 10% до 7,965 млн унций из-за возможного роста производства в ЮАР на 30% до 945 тыс. унций в результате восстановления производства после забастовок. Рост спроса в 2015 году прогнозируется на 3% до 8,155 млн унций.
Полную версию доклада WPIC (Eng, PDF) вы можете скачать по этой
ССЫЛКЕ.
Генеральный директор WPIC Пол Уилсон сказал, что Совет постоянно ищет способы повысить инвестиционную привлекательность платины и уже работает с одним Центральным банком, который хочет приобрести платину в слитках (может быть, с ЦБ РФ?).
Мы работаем с производителями монет и слитков с целью обеспечить увеличение поставок продуктов на рынок, потому что сейчас цена платины такова, что, как мы думаем, это будут очень популярные покупки. Мы ведём переговоры с банками по всему миру, особенно в Азии, пытаясь убедить их разработать накопительные планы и продукты, которые бы позволили рядовым гражданам сэкономить деньги при самостоятельной покупке платиновых слитков.
Заключение
Как видите, данные и выводы во всех трёх докладах иногда довольно существенно различаются. GFMS прогнозирует общий дефицит предложения патины в этом году порядка 670 тыс. унций, по сравнению с 1,016 млн унций в 2014 году. WPIC предполагает дефицит 190 тыс. унций в этом году, по сравнению с дефицитом в 670 тыс. унций в прошлом году. JM считает, что дефицит платины на рынке в этом году составит 285 тыс. унций относительно дефицита 1,1 млн унций в прошлом году. GFMS также предполагает, что рынок платины может перейти в профицит в 2016 году, в то время как WPIC и JM не дают таких прогнозов.
Как верно отмечает аналитик Уильямс Лоуренс:
Такое большое расхождение между данными GFMS, WPIC (и JM) демонстрирует трудности, связанные с анализом и прогнозом спроса и предложения в секторе PGM. Следует напомнить, что на пике пятимесячной забастовки на платиновых шахтах Южной Африки в прошлом году (что, вероятно, повлияло на около 60% продукции платинового производителя № 1 в мире) прогнозировался огромный рост цен на платину, но цена платины на самом деле упала в последующий период. Никто, как оказалось, не учёл уровень запасов, накопленных производителями, потребителями или в платиновых ETFs.
Но платина также классифицируется как драгоценный металл, и поэтому её цена может двигаться в широком диапазоне в тандеме с золотом, несмотря на то, что не имеет никакого реального денежного содержания. Кроме того, судьба цен на белый металл, как и цен на золото, по мнению многих, находится в руках спекулянтов на COMEX и NYMEX и не обязательно обусловлена фундаментальными факторами спроса/предложения.
Как отметили аналитики GFMS: «Платина торговалась в ногу с золотом, но во второй половине 2014 года давление продаж привело к созданию атипичного соотношения платины с золотом, и теперь она торгуется с дисконтом к жёлтому металлу». Фундаментально и исторически платина в прошлом и этом веке была дороже золота. Поэтому, в конце концов, справедливость должна восторжествовать, и платина восстановит свои позиции. Тем более что производители и потребители, возможно, уже использовали свои запасы, а спекулятивные инвесторы в ETFs, вероятно, ушли с рынка, как считают аналитики GFMS. Вопрос только в том - когда это будет?
Кстати, по данным швейцарской таможенной статистики Швейцария в апреле 2015 года стала нетто-экспортёром металлов платиновой группы впервые с декабря 2014 года. Чистый экспорт платины составил 1,06 тонн, при этом 70% объема было отправлено в Гонконг. Основной импорт платины осуществлялся из Германии и ЮАР. Импорт платины в апреле 2015 года в Китай снизился на 3,2% в годовом выражении до 6,165 тонн, импорт платины за 4 месяца 2015 года оставался на 11,3% ниже импорта в аналогичный период 2014 года и составил 23,569 тонны. Основные поставки осуществлялись из ЮАР, Японии и Швейцарии.
По данным швейцарской таможни чистый экспорт палладия из Швейцарии в апреле 2015 года составил 0,37 тонн, что крайне мало относительно среднемесячных отправок металла в 2014 году. Большинство металла ушло в США. Импорт из Росси оставался низким - на уровне 0,5 тонн. Импорт палладия в Китай в апреле 2015 года снизился на 38,7% в годовом выражении до 1,761 тонн, импорт за 4 месяца 2015 года оставался на 30,2% ниже импорта в аналогичный период 2014 года и составил 6,445 тонн. Основные поставки осуществлялись из Британии, Японии и России.