Золото. Спрос, предложение, тенденции

Aug 16, 2014 08:15


Вчера, 15 августа, я привёл две таблицы, показывающие спрос и предложение на рынке золота в первом полугодии 2014 года, из доклада Всемирного совета по золоту (WGC) и ссылку на сам доклад. Давайте попробуем разобраться, что означают эти цифры, какие выводы из доклада можно сделать, а также оценить тенденции на рынке золота в первом полугодии 2014 года и подумать, что ждёт этот рынок в будущем.

Прежде всего, хочу отметить, что WGC оперирует данными, собранными Thomson Reuters GFMS, однако сравнивает их с данными за предыдущие периоды и предлагает свои комментарии и интерпретацию этих данных. Обычно ежеквартальный доклад комментирует Маркус Грабб, управляющий директор WGC.

Главным лейтмотивом в комментариях различных аналитиков на этот раз стало сильное снижение спроса во втором квартале этого года относительно второго квартала 2013 года. Действительно, спрос упал на 16% до 963,8 тонн с 1148,3 тонны. Казалось бы, цифры серьёзные, однако следует учитывать, что в апреле прошлого года произошёл обвал цен на золото, после чего значительно вырос спрос в Азии, особенно в Китае, и даже в Индии, несмотря на введение правительством страны драконовских ввозных пошлин и других запретительных мер.

Сейчас мы наблюдаем снижение спроса в Китае и в Индии (если не учитывать контрабанду). Многие аналитики уже бьют тревогу, что спрос в Азии в этом году будет значительно ниже, что приведёт к падению цен. По данным WGC потребление золота в Китае во 2 квартале 2014 года снизилось на 51% ко 2 кварталу 2013 и составило 207,9 тонн (в материковом Китае на 52% до 192.5 тонн). В Индии спрос на золото во 2 квартале 2014 года также снизился на 39% ко 2 кварталу 2013 года до 204,1 тонн. Однако WGC считает, что спрос просто-напросто возвращается к своим нормальным уровням, характерным для растущего рынка золота предыдущих лет, отличных от аномального 2013 года.




Стоит также отметить значительные распродажи в 2013 году из золотых биржевых фондов (ETFs), которые в этом году практически закончились, и даже отмечается некоторый рост запасов. Собственно, критическую ситуацию прошлого года, причины её возникновения и следствия, я описывал в статье Непредвзятый взгляд на рынок золота.

Вот что сказал Маркус Грабб в комментариях к докладу: «В контексте исключительного спроса в прошлом году, когда мы видели значительные покупки со стороны потребителей золота и распродажи со стороны инвесторов, спрос в этом квартале продолжает демонстрировать возвращение к долгосрочным тенденциям, иллюстрирующим однозначно сбалансированность на рынке золота. Ювелирная промышленность продолжала переваривать исключительные закупки 2013 года, а спрос инвесторов сбалансировался, они отошли от крайностей, которые мы видели в прошлом году. Мировой рынок золота стабилизировался после чрезвычайных условий, которые мы видели в 2013 году».

Грабб также отметил, что китайский спрос в этом году, скорее всего, будет по-прежнему в пределах от 900 до 1000 тонн, и индийский спрос в пределах 850-900 тонн, в зависимости от состояния текущих ограничений на импорт и силы муссонов в стране (напомню, что спрос в сельских районах Индии - основных потребителях металла - во многом зависит от урожая). Таким образом, спрос со стороны двух крупнейших мировых потребителей золота, возможно, останется на высоких исторических уровнях, хотя, может быть, и скорректируется немного вниз от исключительных уровней 2013 года.

WGC обращает внимание на то, что мировой спрос на ювелирные изделия остаётся сильным, также и в Индии, и в Китае, которые являются ключевыми странами в этом секторе спроса - 154 и 143 тонны соответственно. В Индии, в частности, сейчас традиционно спокойный период, и в докладе говорится, что промышленность по-прежнему переваривает покупки, сделанные в 2013 году. Также на ювелирный спрос в Индии повлияли ожидания снижения пошлин в преддверии выборов, которые пока не оправдались, и продолжающееся воздействие ограничений на импорт золота.

Ещё более позитивным для золота WGC считает продолжающиеся признаки восстановления ювелирного спроса на некоторых западных рынках. Ювелирный спрос в США вырос на 15% до 26 тонн, а в Великобритании - на 21% до 4 тонн. Доверие потребителей продолжает расти с восстановлением экономики, и возвращается мода на жёлтый металл, считает WGC.

Центральные банки купили 118 тонн золота во втором квартале 2014 года - рост на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это был 14-й квартал подряд, в котором центральные банки были нетто-покупателями золота, что обусловлено рядом факторов, в том числе продолжением диверсификации золотовалютных резервов стран относительно доллара США, а также продолжающейся геополитической напряжённостью в Ираке и на Украине.

Некоторые аналитики говорят сейчас о падении спроса на слитки и монеты, как о негативном факторе. Но здесь также надо учитывать исключительные факторы прошлого года. Инвестиции в слитки и монеты составили 275 тонн во втором квартале 2014 года, показав падение на 56% после беспрецедентных уровней покупок за тот же период прошлого года, но в прошлом году это было обусловлено снижением цен и крупными оттоками из золотых ETFs.

Вообще, все нетто-инвестиции (инвестиции в слитки и монеты в сочетании с биржевыми фондами) выросли на 4% до 235 тонн. И хотя отток из ETFs составил 40 тонн за квартал, это только десятая часть оттока в том же квартале год назад. К тому же основной отток пришёлся на начало квартала, а уже к концу наблюдался приток в ETFs.

Кстати, в стоимостном выражении спрос во втором квартале 2014 года составил $ 40 млрд, что на 24% больше по сравнению со вторым кварталом 2013 года, тогда как средняя цена на золото во втором квартале 2013 года была $ 1288 / унцию, что лишь на 9% ниже средней цены во втором квартале этого года.

Итак, WGC делает вывод, что все эти факторы вместе взятые показывают, что спрос на золото возвращается к долгосрочным тенденциям после исключительного 2013 года.

Что касается предложения, то общий объём за квартал вырос на 10% в годовом исчислении исключительно за счёт роста добычи. WGC отмечает, что объёмы рециклирования (вторичной переработки) в первом полугодии 2014 года оказались самыми низкими с 2007 года, хотя показатели за 2 квартал 2014 выросли на 1% до 263 тонн по сравнению с прошлым годом - тем не менее, это относительно низкий показатель по сравнению с историческим средним значением.

Общий объём предложения увеличился на 10% до 1078 тонн в связи с запуском некоторых больших новых проектов. Собственно, WGC ожидает пик объёмов предложения в 2014 году и сохранение этих значений в течение ближайших 4-6 кварталов.

Также по результатам второго квартала, по данным SEC, Джон Полсон, который по-прежнему считает золото лучшей долгосрочной инвестицией для своего фонда, сохранил свой пакет в 10,2 млн акций в GLD ETF, который оценивается в $ 1,31 млрд и является крупнейшим пакетом в самом большом в мире золотом ETF.

А вот Soros Fund Management Джорджа Сороса перераспределил свой портфель, увеличив почти в два раза свою долю в Market Vectors Gold Miners ETF до 2,05 млн акций на сумму $ 54 млн в конце второго квартала, по сравнению с 1,16 млн акций в первом квартале. Фонд Сороса также сделал новые вложения в Gold Miners ETF, купив 1,33 млн акций золотодобытчиков на сумму $ 35 млн, и 1 млн обыкновенных акций в Allied Nevada Gold Corp.

Но самое интересное, что Сорос, прежде всего, резко сократил свою долю в компании Barrick Gold более чем на 90%, что говорит о том, что он переориентируется на компании-юниоры, которые больше занимаются разведкой и запуском новых месторождений, чем на китов золотодобычи.

В связи с этим представляется интересным доклад аналитиков Citigroup Иоганна Стейна и Крейга Ирвина по поводу тенденций в отрасли золотодобычи, в котором они высказывают медвежий взгляд на будущее сектора в целом.

Они отмечают, что в то время как операционные расходы на добычу одной унции золота (“all-in sustaining cost”) сократились на 24%, полная стоимость (“all-in cost”), которая учитывает дополнительные расходы и отражает различные затраты на производство золота на протяжении жизненного цикла шахты, расходы на разведку и пр., упала лишь на 5% в первом квартале 2014 года.

Очевидно, что режим жёсткой экономии и реструктуризации добычи помог золотодобывающим компаниям продержаться при более низкой ценовой конъюнктуре, и Стейн и Ирвин подсчитали, что только 40% мировой добычи золота при таком уровне операционных затрат находится под ударом при нынешних уровнях цен, что составляет почти половину от 75% год назад.

Однако, несмотря на успешное сокращение расходов, которое в ближайшей перспективе поддержит компании, аналитики предупреждают, что дальнейшее затягивание поясов будет трудновыполнимым, и, возможно, больно ударит по долгосрочным перспективам сектора. Пока же цены на акции золотодобывающих компаний выглядят намного лучше цен на золото.





P.S. Таблицы спроса и предложения из доклада WGC см. в моём предыдущем материале, там же ссылка на сам доклад, где таблиц и графиков гораздо больше.


золото, инвестиции, sec, etf, монеты, Китай, wgc, Сорос, citibank, Полсон, акции добывающих компаний, драгметаллы, gfms, barrick gold, золотодобывающие компании, слитки, Индия, spdr gold trust

Previous post Next post
Up