В материале «
Золото: цены, объёмы, себестоимость добычи и рентабельность крупных добывающих компаний за Q4’23» я довольно подробно описал удельные затраты на добычу одной унции золота и другие аспекты результатов деятельности крупных золотодобывающих компаний из портфеля VanEck Gold Miners (GDX) за 4-й квартал 2023 года. Adam Hamilton, руководитель компании по исследованию финансовых рынков Zeal LLC, опубликовал очередной обзор результатов деятельности средних добывающих компаний и юниоров из портфеля крупнейшего фонда #ETF акций средних майнеров VanEck Junior Gold Miners (GDXJ) по отчётам в SEC и у прочих регуляторов за 4-й квартал 2023 года: «
Gold Mid-Tiers’ Q4’23 Fundamentals». Предыдущие его обзоры смотрите по тегам
GDX и
GDXJ. Полный обзор читайте по ссылке, я же приведу лишь тезисно финансовые результаты 25 основных компаний-компонентов GDXJ.
Золотодобывающие компании среднего и младшего звена, находящиеся в зоне наилучшего потенциала роста в этом секторе, заканчивают публиковать свои последние квартальные результаты. Они оказались впечатляющими: эти фундаментально превосходящие мелкие производители золота добились больших успехов на всех фронтах. Мощное сочетание растущего производства, снижения затрат на добычу полезных ископаемых и почти рекордных цен на #золото способствовало получению огромных непредвиденных прибылей. Таким образом, акции компаний среднего звена не должны оставаться недооценёнными надолго.
Ведущим эталоном золотых акций компаний среднего уровня является ETF GDXJ VanEck Junior Gold Miners. С чистыми активами в $ 4,3 млрд на середину недели он остаётся вторым по величине ETF для золотых акций после своего старшего брата ETF GDX, в котором доминируют гораздо более крупные золотодобывающие компании, хотя активы этих ETF во многом пересекаются. GDXJ, по-прежнему названный ошибочно "Junior", представляет собой ETF на золотые акции компаний среднего уровня с небольшим весом, отдаваемым юниорам.
Уровни золотых запасов определяются годовыми объёмами добычи горнодобывающих компаний в унциях золота. У небольших юниоров объёмы производства не превышают 300 тыс. унций, у компаний среднего уровня - от 300 до 1000 тыс. унций, у крупных компаний - более 1000 тыс. унций, а огромные супер-майнеры работают в огромных масштабах, превышающих 2000 тыс. унций. В пересчёте на квартал эти пороговые значения составляют менее 75 тыс., от 75 тыс. до 250 тыс., 250 тыс.+ и 500 тыс.+ унций соответственно. Сегодня только две компании из 25 крупнейших холдингов GDXJ являются настоящими юниорами!
Их производство в четвёртом квартале выделено синим цветом в таблице ниже. «Юниоры» не только добывают менее 75 тыс. унций в квартал, но и их добыча золота приносит более половины их квартальных доходов. Сюда не входят как производители первичного серебра, производящие побочное золото, так и роялти и поточные компании, которые покупают будущую добычу золота за крупные авансовые платежи, используемые для финансирования строительства рудников. Но компании среднего звена часто делают более выгодные инвестиции.
Эти золотодобывающие компании, доминирующие в GDXJ, предлагают уникальное сочетание значительного диверсифицированного производства, превосходного потенциала роста производства и меньшей рыночной капитализации, идеально подходящей для получения огромной прибыли. Компании среднего уровня менее рискованны, чем юниоры, но при этом усиливают рост золота гораздо сильнее, чем основные компании.
В то время как основные показатели компаний среднего звена, как вы скоро увидите, блестящие, недавние результаты GDXJ были желательными. В конечном счёте, акции золотодобывающих компаний представляют собой игру на золоте с использованием заёмных средств, и их последний рост произошёл ещё в начале октября. К началу декабря золото выросло на 13,8% до своего первого нового номинального рекордного закрытия за 3,3 года благодаря покрытию коротких позиций по фьючерсам на золото. GDXJ за этот ранний период роста вырос всего на 27,9%.
После этого золото укрепилось на высоком уровне, а затем в середине февраля перешло к небольшому откату. Золото только что вернуло 3,9%, однако GDXJ упал на 21,1%, поскольку золотые акции снова впали в немилость! Чрезвычайная эйфория и жадность, вытекающие из пузыря на фондовом рынке, затмили альтернативные инвестиции. Золото восстановилось, поднявшись на 9,6% за последующие несколько недель до середины марта. Но средний уровень компаний GDXJ продолжал отставать. В середине марта рост золота составил 19,9%, достигнув девяти новых номинальных рекордов! Тем не менее, акции GDXJ выросли лишь на 19,6%.
Общие показатели золотодобытчиков среднего звена за 4 квартал 2023 года снова оказались впечатляющими! Эти небольшие компании увеличили добычу, одновременно сократив затраты на добычу полезных ископаемых. Это, наряду с растущими ценами на золото, привело к огромному скачку прибыли, как на унцию, так и чистой прибыли. Прошлый квартал, несомненно, был одним из лучших за всю историю золотодобывающих компаний среднего и младшего уровня, что должно вновь привлечь инвесторов.
В приведённой ниже таблице суммированы операционные и финансовые показатели 25 крупнейших компаний GDXJ за четвёртый квартал 2023 года. Не все акции этих золотодобывающих компаний котируются в США, и им предшествуют изменения их рейтингов в GDXJ за последний год. Перетасовка их весов в ETF отражает изменение рыночной капитализации, которое с четвёртого квартала 2022 года выявляет как лидеров, так и отстающих.
Первый столбец - изменение рейтинга относительно четвёртого квартала 2022 года.
Второй столбец - тикер компании (если не торгуется в США, то это тикер листинга на первичной иностранной бирже).
Третий столбец - доля акций компании в портфеле GDXJ.
Четвёртый столбец - объёмы добычи золота в четвёртом квартале 2023 года (тыс. унций).
Cash C. - операционные затраты на добычу 1 тройской унции золота (Total cash costs, TCC).
AISC - общие затраты на добычу 1 тройской унции золота (All-in sustaining costs).
Sales - доход от реализации (Revenue).
Earn. - прибыль по GAAP.
OCFs - денежный поток от операций (Operating Cash Flow).
Cash - денежные средства на балансе.
YoY - изменения год/году, т.е. относительно четвёртого квартала 2022 года.
Пустые поля означают, что компания не представила эти данные за Q4'23 на данный момент.
Удельные затраты на добычу золота обычно обратно пропорциональны уровням производства золота. Это связано с тем, что общие эксплуатационные затраты золотых рудников в основном фиксируются на этапе предстроительного планирования, когда определяются проектные мощности заводов по переработке золотосодержащих руд. Их паспортные мощности не меняются от квартала к кварталу, поэтому для продолжения работы требуются одинаковые уровни инфраструктуры, оборудования и сотрудников.
Денежные (или операционные) затраты (total cash costs, TCC) являются классической мерой затрат на добычу золота, включая все денежные затраты, необходимые для добычи каждой унции золота. Но они вводят в заблуждение как истинная мера затрат, поскольку не включают в себя большой капитал, необходимый для разведки месторождений золота и строительства рудников. Таким образом, денежные затраты лучше всего рассматривать как проверочный уровень текущей выживаемости крупнейших золотодобытчиков. Они показывают минимальные цены на золото, необходимые для поддержания работы рудников.
Совокупные затраты на поддержание (all-in sustaining cost, AISC) намного превышают денежные затраты и были введены Всемирным советом по золоту (WGC) в июне 2013 года. Они добавляют к денежным затратам всё остальное, что необходимо для поддержания и пополнения операций по добыче золота при текущих темпах добычи. AISC дают гораздо лучшее понимание того, сколько на самом деле стоит содержание и поддержание золотых приисков в рабочем состоянии, и раскрывают истинную операционную прибыльность крупнейших золотодобытчиков. Я писал об этом в статье «
WGC принял новые методики расчёта расходов золотодобывающих компаний».