В последнее время цены на #палладий существенно снизились, в то время как #платина подросла, и её цена на мировых рынках вновь превысила $ 1000 за унцию. Конечно, отчасти некоторый недавний рост цен на #золото и #серебро сыграл свою роль. Однако, как я писал в предыдущем обзоре «
О золоте, серебре и прочих ДМ. Рынки и оценки», не всё так просто. В последние дни курс USDX колеблется в районе 102, доходность 10-леток трежерис вновь поднялась выше 3%, а фондовый рынок в США вновь снижается. Собственно, как я и говорил, «всё это пока - временно, интрадей». А вот почему так выросла платина - это интересно.
По данным Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC), излишки платины «хрупки» на фоне рисков предложения и растущего спроса. «Предложение достаточно ограничено, и вы не увидите увеличения предложения от шахт в ближайшем или среднесрочном будущем», - заявил главный исполнительный директор WPIC Пол Уилсон на конференции по драгоценным металлам в Сингапуре во вторник. «То, что мы видим с точки зрения роста спроса, действительно очень интересно. Мы считаем, что рынок находится в переломном моменте».
По словам Уилсона, платина всё чаще используется в каталитических нейтрализаторах автомобилей с бензиновым двигателем, а не преимущественно в дизельных автомобилях, как и раньше заменяя палладий, который продаётся с премией к цене платины. Он также добавил, что спрос со стороны водородной экономики значительно возрастает.
По словам Уилсона, около 10% мирового производства металла приходится на Россию, и эти поставки «несколько подвержены риску», поскольку неясно, как металл из РФ будет поступать на рынки в будущем. Он добавил, что опасности, связанные с ситуацией между Россией и Украиной, могут свести на нет прогноз профицита, сделанный WPIC в этом году.
Ссылаясь на ожидаемое снижение производства в Южной Африке и России, WPIC в прошлом месяце снизил прогноз излишков на 2022 год до 627 тыс. унций в мае с 652 тыс. унций в начале этого года, а прогноз предложения - до 7,78 млн унций с 8,18 млн унций. По словам Уилсона, арендные ставки на металл достигли своего пика примерно в размере 10% в мае, что подразумевает некоторые краткосрочные трудности с поставками. Цены спот на платину торгуются сейчас на уровне около $ 1010 за унцию и выросли примерно на 4,5% в этом году. А хедж-фонды снизили свои медвежьи ставки по ценам на платину до самого низкого уровня за шесть недель.
Есть ещё один интересный момент в плане предложения из ЮАР. Хотя некоторые забастовки шахтёров закончились, одна горнодобывающая компания металлов платиновой группы (#PGM) Northam Platinum просит Трибунал по вопросам конкуренции принять её иск о вмешательстве и содействии в судебных процессах, связанных с предложением другой крупной компании Impala Platinum (Implats) о выкупе Royal Bafokeng Platinum (RBPlat). В мае Implats и RBPlat проинформировали своих акционеров о том, что предполагаемая сделка, в соответствии с которой Implats намеревается приобрести все акции RBPlat, которыми она ещё не владеет, скорее всего, будет отложена.
Сделка получила одобрение Комиссии по конкуренции, и Implats и RBPlat начали процессы в суде. Однако Northam подала заявление о вмешательстве в судебный процесс. Выступая на слушаниях в суде 8 июня, адвокат Northam указал, что компания определила несколько областей, в которых, по её мнению, она может помочь трибуналу при принятии решения о том, одобрять или не одобрять выкуп RBPlat компанией Implats. Это включает в себя то, что при расследовании предлагаемого слияния комиссия использовала неправильное определение рынка, а также вертикальные и горизонтальные последствия слияния, утверждает Northam.
Northam уточнила, что расследование дало неверное определение как продукта, так и географического рынка в этой сделке. Кроме того, он указала, что расследование было завершено в условиях значительного дефицита времени, а это означает, что оно было неполным. Northam отметила, что это поставило трибунал в затруднительное положение, поскольку ему была представлена рекомендация комиссии, в которой есть «фундаментальные ошибки из-за ошибок анализа рынка, ошибок горизонтального и вертикального эффекта и отсутствия полной записи соответствующей информации, с которой необходимо разобраться».
Northam также заявила, что слияние будет антиконкурентным и что из-за этого плавильные мощности могут быть сокращены. Implats, представив свою точку зрения, заявила, что нет никаких доказательств, подтверждающих заявления Northam. Скорее, по её словам, существовали планы по увеличению плавильных мощностей, и без слияния вместо этого произошло бы закрытие. И так далее… Пока разборки продолжаются, всё это разбирательство, конечно, тоже влияет на предложение платины.
Ещё один важный интересный фактор уже в плане спроса на платину. 6 июня Президент Байден издал президентские указы, наделяющие Министерство энергетики США (DOE) полномочиями использовать Закон об оборонном производстве (DPA) для ускорения внутреннего производства пяти ключевых энергетических технологий: (1) солнечной; (2) трансформаторы и элементы электросетей; (3) тепловые насосы; (4) изоляция; и (5) электролизеры, топливные элементы и металлы платиновой группы (PGMs). Решения DPA являются частью плана администрации Байдена по снижению затрат на энергию для семей, укреплению национальной безопасности и достижению прочной энергетической независимости Америки, которая снижает спрос на ископаемое топливо и будет поддерживать экономику США экологически чистой энергией.
Солнечная энергетика и пункт (2) особенно интересны для рынка серебра. А вот пункт (5) - для PGMs. Он формулируется так:
Электролизёры, топливные элементы и металлы платиновой группы . Электролизеры, топливные элементы и катализаторы на основе металлов платиновой группы (PGMs) жизненно важны для увеличения внутреннего производства и использования чистого водорода, универсального энергоносителя. Ожидается, что чистый водород, полученный с помощью электролиза, внесёт значительный вклад в достижение целей США по декарбонизации. Действия президента Байдена по поддержке внутренних цепочек поставок электролизёров, топливных элементов и катализаторов PGMs повысят национальную и энергетическую безопасность за счет снижения зависимости США от импорта ископаемого топлива, особенно России (второй по величине производитель PGMs в мире) и Китая. Потребители выиграют от стабильности цен на чистый водород по сравнению с ископаемым топливом, снижения затрат по мере роста водородной экономики и устойчивых внутренних цепочек поставок.
И вот это - действительно сильный драйвер для будущего возможного роста цен на платину. Кстати, кому интересен этот «Закон об оборонном производстве», направленный на ускорение внутреннего производства экологически чистой энергии, читайте
ЗДЕСЬ.