На прошлой неделе ГМК «Норильский никель» опубликовала
аудированные консолидированные финансовые результаты по МСФО за 2019 год и прогнозы по производству и рынкам PGMs в будущем. Вчера Всемирный совет по инвестициям в платину World Platinum Investment Council (WPIC) опубликовал доклад
PLATINUM QUARTERLY Q4 2019, в котором подвёл итоги на рынке платины за прошлый год и обозначил прогнозы на будущее. Однако об этих материалах, а также о прогнозах компании METALS FOCUS и об иридии и рутении от компании Heraeus чуть ниже. Сначала о текущих ценах.
Повышение с понедельника CME Group маржинальных требований (гарантийного обеспечения, ГО) к фьючерсам на #палладий (PA, PAT, PAM) и платину (PL, PLT) на NYMEX оказало давление на их цены. Однако далее металлы повели себя по-разному. Палладий немного отскочил, а #платина продолжила снижение. Хотя сегодня оба металла вновь снижаются.
Одной из причин такого поведения цен на платину, помимо общего снижения производства автомобилей в мире, консалтинговая компания SFA (Oxford) считает вероятность переноса сроков внедрения стандарта China VI в Китае для грузовых автомобилей. Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM), как сообщается, предложила отложить внедрение стандарта выбросов China VI для транспортных средств большой грузоподъёмности, с тем чтобы облегчить бремя для автопроизводителей после вспышки коронавируса. Ожидалось, что стандарт China VI будет введён в действие в некоторых городах в этом году до крайнего срока, установленного в 2021 году.
Задержка с его внедрением может поставить под угрозу спрос на платину, поскольку в этом году прогнозируется рост спроса на платину в этом автомобильном секторе. Ожидалось, что спрос на платину для большегрузных автомобилей в Китае вырастет с низкой базы примерно на 50% в этом году из-за более высоких загрузок металла в каталитические конвертеры, необходимых для соответствия новому стандарту выбросов. Цена на платину упала на 11,2% на прошлой неделе, протестировав в моменте новый минимум за год на уровне $ 866 за унцию, затем немного отскочила, но продолжила снижение на этой неделе. Прогноз не улучшился, поэтому SFA ожидает, что цена на платину может продолжить снижаться.
На рынке платины по итогам четвёртого квартала 2019 года профицит металла вырос до квартального максимума за весь год в размере 385 тыс. унций (11,9 тонн) против 15 тыс. унций в июле-сентябре на фоне падения инвестиционного спроса, следует из доклада WPIC. В частности, мировое предложение платины в октябре-декабре выросло на 10% до 2,115 млн унций. В том числе добыча составила 1,61 млн унций против 1,425 млн унций в третьем квартале, вторичная переработка - 505 тыс. унций против 500 тыс. унций, включая вторичную переработку ювелирных изделий, которая сохранилась на уровне 115 тыс. унций.
Спрос на платину в отчётном периоде снизился на 9,4% до 1,73 млн унций, в том числе спрос в автопроме составил 700 тыс. унций (+3%), ювелирный спрос за квартал снизился на 7,6% до 485 тыс. унций, промышленный спрос снизился до 465 тыс. унций с 475 тыс. унций. Инвестиционный спрос упал более чем в два раза до 80 тыс. унций с 230 тыс. унций по итогам третьего квартала. Спрос на монеты и слитки из платины вырос до 40 тыс. унций с 35 тыс. унций в июле-сентябре. По предварительным данным, профицит драгметалла на рынке упал до 65 тыс. унций по итогам года с 790 тыс. унций в 2018 году.
На текущий год эксперты пересмотрели прогноз в результате распространения коронавирусной инфекции. «Прогноз на 2020 год основан на предположении, что распространение коронавируса будет сдержано в течение нескольких месяцев и что экономический рост восстановится в конце этого года. Однако, если этот прогноз окажется оптимистичным, прогнозируемый спрос может быть существенно ниже», - говорится в докладе. Согласно ожиданиям, профицит металла на рынке по итогам 2020 года составит 119 тысяч унций, а не 670 тысяч унций, как прогнозировалось ранее. Предложение составит 7,998 млн унций, а спрос - 8,117 млн унций.
В этом прогнозе WPIC ориентировался на обзор компании METALS FOCUS:
По прогнозам, в 2020 году мировое предложение достигнет 8117 тыс. унций. Это отражает общий объём добычи платины в 6043 тыс. унций и общий объём рециклирования в 2074 тыс. унций. На фоне этого ожидается, что общий спрос составит 7998 тыс. унций. Основными составляющими являются автомобильный спрос (3011 тыс. унций), ювелирный спрос (2070 тыс. унций), промышленный спрос (2284 тыс. унций) и инвестиционный спрос (633 тыс. унций). В целом ожидается, что мировой спрос на платину в 2020 году не будет обеспечен, что приведет к положительному сальдо рынка в 119 тыс. унций.
Мировое производство в 2020 году прогнозируется в объёме 6043 тыс. унций при поддержке уточнения запасов незавершённого производства. Прогнозируется, что объём производства в Южной Африке незначительно сократится и достигнет 4332 тыс. унций, при этом ожидается, что продолжающиеся перебои с подачей электроэнергии затронут все шахты и аффинажные заводы, и произойдёт падение производства из-за закрытия нескольких шахт с истекшим сроком эксплуатации.
Общий объём инвестиций в 2020 году ожидается на уровне 633 тыс. унций. Мы прогнозируем, что запасы в ETFs вырастут на 330 тыс. унций. Это приведёт к тому, что к концу 2020 года общее количество активов в ETFs достигнет нового рекордного максимума в 3707 тыс. унций. Хотя мы не ожидаем повторения рекордных показателей 2019 года, наш прогноз дальнейшего роста цены на платину привлечёт новые инвестиции в ETFs. Кроме того, ожидания некоторых инвесторов того, что огромная разница в ценах между платиной и палладием приведёт к увеличению замещения палладия платиной в автомобильной промышленности, также должны привлечь новые притоки в платиновые ETFs.
Инвесторы в ETFs продали 6 тыс. унций платины на неделе до 28 февраля, отмечая третью неделю чистого оттока.
Инвесторы в ETFs добавили незначительные 3 тыс. унций палладия в свои активы за неделю до 28 февраля, отметив первую неделю притока за последние 7 недель.
ГМК «Норильский никель» ожидает в 2020 году дефицит на мировом рынке палладия в объёме 0,9 миллиона унций (28 тонн), следует из отчёта компании.
Прогноз по рынку палладия - позитивный; дефицит рынка в 2020 году составит 0,9 млн унций вследствие продолжающегося роста загрузок в автокатализаторах по мере распространения стандарта China-6 на всей территории Китая, а также внедрению тестов в условиях реального вождения в Европе; замещение палладия платиной может быть весьма ограничено, поскольку техническое решение до сих пор не найдено; физический дефицит родия может привести к дополнительному спросу на палладий.
Мы ожидаем что промышленный спрос на палладий вырастет примерно на 100 тысяч унций, причем устойчивый спрос со стороны автомобильной промышленности (+300 тысяч унций) будет частично компенсирован замещением палладия в более чувствительных к цене отраслях, как, например, ювелирная, стоматологическая и электронная. Несмотря на снижения прогнозов по продаже автомобилей примерно на 3-5% в текущем году, мы считаем, что средние загрузки палладия в автомобилях с бензиновыми двигателями вырастут примерно на 5-7% по мере распространения стандарта China-6 на всей территории Китая, а также внедрению тестов в условиях реального вождения в Европе.
Мы не ожидаем существенного уровня замещения палладия платиной в ближайшее время, поскольку химические свойства данных металлов различаются, что делает невозможной их полную взаимозаменяемость в современных автокатализаторах. Согласно нашему пониманию рынка, автоконцерны не торопятся замещать палладий на платину в автокатализаторах, поскольку в данный момент все их усилия направлены на электрификацию и соответствие новым экологическим стандартам, особенно с учетом более требовательных тестов в условиях реального вождения, и у них нет ресурсов для разработки новых химических соединений.
Первичное предложение палладия в 2020 году вероятно снизится на 2% до 7,1 млн унций за счет сокращения производства в России и ЮАР, вызванному высокой базой 2019 года вследствие единоразовой выработки незавершенного производства. Производство из ломов останется на уровне 3,5 млн унций, поскольку недостаток свободных мощностей не позволит увеличить объемы переработки.
При этом компания дает нейтральный прогноз по рынку платины, поскольку спрос со стороны автопрома останется слабым, замещение палладия в автокатализаторах не происходит, рационализация производства в Южной Африке отложена из-за высоких цен на палладий и родий.
Прогноз по рынку платины - нейтральный; спрос со стороны автопрома останется слабым; замещение палладия в автокатализаторах не происходит; рационализация производства в Южной Африке отложена из-за высоких цен на палладий и родий.
Мы считаем, что потребление платины в 2020 года останется на уровне 2019 года и составит 7,8 млн унций. Спрос со стороны автомобилестроения будет слабым, поскольку доля продаж дизельных автомобилей в Европе продолжит падать на фоне общей стагнации авторынка. Ювелирный спрос в Китае также не вызывает оптимизма, поскольку платина утратила имидж премиального драгоценного металла в глазах местных потребителей. Единственным сектором, где мы ожидаем рост потребления, будет стекольная промышленность.
Мы ожидаем снижение первичного производства платины в 2020 году на 3% до 8,4 млн унций за счет высокой базы 2019 года, вызванной переработкой ранее накопленного незавершённого производства южноафриканскими компаниями и «Норникелем». Несмотря
на то, что мы не исключаем возможности некоторой рационализации производства в платиновой индустрии после закрытия сделки по покупке Lonmin компанией Sibanye, мы не ожидаем существенных шагов в этом направлении от других производителей, поскольку ралли в цене палладия и родия значительно улучшило их денежные потоки.
Специализированный фонд ГМК «Норильский никель» в 2020 году планирует приобрести и реализовать до 500 тыс. унций (15,552 тонны) палладия, сообщил глава департамента маркетинга компании Антон Берлин. «Из фонда мы собираемся суммарно продать от 400 до 500 тыс. унций палладия. Это несколько больше, чем за прошлый год, но соответствует двум предыдущим годам (2017 и 2018), когда мы продавали через фонд примерно по 500 тыс. унций ежегодно», - сказал Берлин. Снижение продаж в 2019 году произошло в результате роста собственного производства компании.
Берлин добавил, что примерно 100 тыс. унций от совокупного объёма продаж из запасов фонда палладия может быть реализовано в виде слитков с тем, чтобы смягчить спекулятивное давление на этот металл и повысить ликвидность на рынке. Global Palladium Fund был создан «Норникелем» в 2016 году с целью развития промышленного спроса на металл, снижения волатильности рынка и ценовых рисков. В середине 2017 года организация начала полномасштабную операционную деятельность и гарантирует потребителям доступность металла в условиях дефицита и высокой спекулятивной активности. Общий размер фонда составляет до 600 тыс. унций, фактический - зависит от наличия предложения и потребительского спроса.
«Норникель» станет первым эмитентом платформы по токенизации промышленных активов Atomyze. Тестовый запуск платформы на базе блокчейн-технологии Hyperledger Fabric состоялся в Цуге, главном центре инноваций в сфере блокчейна в Швейцарии. Компания намерена постепенно переходить на цифровые торговые инструменты. Выпущенные токены будут обеспечены резервами металла, в отношении которых будет проводиться регулярный аудит. На первом этапе «Норникель» будет тестировать токены, обеспеченные палладием, кобальтом и медью, а в будущем планирует токенизировать и другие металлы.
Согласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2025 году около трети продаваемых машин в мире будут на электрической тяге, а к 2030 году этот показатель будет уже больше 50%. Однако следует учитывать, что доля чистых аккумуляторных электрокаров (BEV) по этому прогнозу в 2025 году составит только 7%, а в 2030 году - 18%. Львиную же долю будут представлять различные гибриды (*HEV), в каталитических конвертерах которых используются PGMs, и бензиновые автомобили.
И в заключение
о рынках иридия и рутения от Heraeus Deutschland GmbH & Co.
Будучи металлами двух из наиболее мелких рынков PGMs, #иридий и #рутений очень чувствительны к новым возможностям спроса. Скорее всего, в этом году профицит на рынке иридия уменьшится, отчасти из-за значительного роста спроса на его электрохимическое конечное использование, и ожидается, что дефицит рутения усилится. Однако увеличение последствий для спроса и предложения шахтёров в результате последствий вспышки коронавируса в Китае может компенсировать некоторые ожидаемые темпы роста на обоих рынках.
На крупнейшей в Европе установке по производству чистого водорода будут использоваться покрытые иридием и рутением электроды. Проект Djewels в Нидерландах преобразует электроэнергию из возобновляемых источников в 3000 тонн чистого водорода в год. Значительная часть этого покрытия теряется во время процесса, что приводит к регулярному увеличению спроса на иридий и рутений. Электродные покрытия имеют типичный срок службы 6-12 месяцев, прежде чем их необходимо заменить. Немногие другие элементы могут выдержать условия, связанные с электролизом, поэтому спрос, вероятно, будет поддерживаться независимо от цены металлов.
Электролиз увеличивает роль PGMs в водородной экономике. Прогнозируется, что в этом году сектор электрохимии будет активно расти, используя иридий и рутений для удовлетворения растущих потребностей секторов энергетики (водород), окружающей среды (управление балластными водами судов) и гигиены (очистка воды). Электрохимическая потребность в иридии и рутении, согласно оценкам, возрастет на 7 тыс. унций (+ 12%) и 9 тыс. унций (+ 5%) соответственно в этом году.
В настоящее время Китай является крупнейшим электрохимическим рынком для иридия и рутения. На долю электрохимического использования приходится 26% спроса на иридий и 16% спроса на рутений в мире. На китайский рынок приходится более половины потребления каждого металла в этом секторе. Любое замедление производства в Китае в результате коронавируса может временно замедлить потребность в повторном покрытии электродов и задержать добавление новых мощностей в более долгосрочной перспективе.
Несмотря на рост спроса, цены, вероятно, останутся стабильными. Высокая цена на корзину PGMs будет стимулировать рост добычи в Южной Африке в этом году, поэтому вряд ли цены будут сильно расти.