Цена на #золото корректируется вниз уже вторую неделю. На этой неделе спотовая цена на золото закрылась на уровне $ 1468,30, потеряв до $ 9,38 за унцию, или 0,64%. В понедельник контракты на 3 млн унций золота перешли в другие руки всего за 30 минут, что привело к распродаже. Bloomberg сообщает, что это было втрое больше 100-дневного среднего числа контрактов, торгуемых в течение дня. В результате золото упало до $ 1448,90 за унцию. Продажи продолжались в течение недели в крупнейших ETFs, обеспеченных золотом, таких как SPDR Gold Shares (GLD), который продемонстрировал самый большой отток за три года.
На прошлой неделе сотрудники отдела аллокации активов JPMorgan Chase & Co., в том числе Марко Коланович, Николаос Панигирцоглу и Джон Норманд, сообщили о закрытии хеджей в золоте и переходе к рекомендации "ниже рынка" с "выше рынка" по металлу. Стратеги Citigroup Inc., включая Джереми Хейла, рекомендовали отказаться от длинных позиций в золоте в опубликованном в прошлый четверг обзоре. Корректировка этих позиций произошла на фоне худшей для золота недели с мая 2017 года, когда рисковые активы вновь вышли на первый план на фоне синхронизированного глобального роста и слабого спроса на защитные активы.
Также на прошлой неделе инвесторы в ETFs продали около 17 тонн золота, что стало крупнейшим недельным оттоком с мая. В пятницу, 8 ноября 2019 года, отток из GLD составил около 13 тонн, т.е. было изъято металла на $ 620,7 млн. Эта сумма была максимальной за одну неделю с октября 2016 года. Orchid Research хорошо проиллюстрировала нынешнее состояние спекулятивного позиционирования во фьючерсах на золото на COMEX, показанное в 5-летнем трейдинг-диапазоне. Как видите на графике, эти нормализованные нетто позиции изменяются с -100% (нетто позиции никогда не были такими короткими за последние пять лет) до + 100% (нетто позиции никогда не были такими длинными за последние пять лет).
Я уже не раз говорил, что считаю - золото сильно перекуплено, поэтому коррекция цен на него может быть гораздо глубже, вплоть вновь до диапазона $ 1300 - 1400. Все нынешние рассуждения про противостояние Трампа и Китая, Трампа и ФРС, импичмента Трампа и т.п. оставляю на совести аналитиков = это их хлеб. Моим же читателям предлагаю новый интересный анализ золотодобывающих компаний от Адама Хамильтона и сравнение обзоров WGC и GFMS.
Adam Hamilton, руководитель компании по исследованию финансовых рынков Zeal LLC, опубликовал
результаты деятельности в третьем квартале 2019 года крупнейших золотодобывающих компаний, чьи акции входят в состав самого крупного биржевого фонда золотодобытчиков VanEck Vectors Gold Miners ETF (NYSEARCA: GDX). Всего в портфель GDX входят акции 45 компаний «Gold Miners». Входящие в него акции самых крупных компаний котируются в эталонном индексе AMEX Gold BUGS Index (HUI). Фонд GDX полностью доминирует в этом секторе, без значимой конкуренции.
GDX предъявляет следующие требования для включения акций компании в свой портфель: глобальная рыночная капитализация выше $ 750 млн, среднесуточный объём торгов не менее 50 тыс. акций, средняя дневная стоимость которых составляет не менее $ 1 млн. В этот ETF также входят несколько крупных серебряных майнеров и компаний - переработчиков. Тем не менее, все крупнейшие золотодобывающие компании мира представлены в портфеле GDX. Чистые активы GDX в размере $ 11,8 млрд на этой неделе были в 40,2 раза больше, чем следующие по величине ETFs крупных золотодобытчиков. GDX фактически является индексом голубых фишек в этом секторе.
Четыре раза в год публично торгуемые компании выпускают квартальные отчёты. Компании, торгующие в США, обязаны подавать отчёт 10-Q в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) не позднее 40 календарных дней после окончания отчётного квартала. Аналогичные требования (не позднее 45 дней) действуют для канадских компаний. В других странах с полугодовой отчётностью многие компании по-прежнему частично сообщают ежеквартальные результаты. Например, в Австралии и Великобритании компании обязаны подавать полугодовые отчёты. К счастью эти компании по-прежнему выпускают квартальные производственные отчёты, правда, без финансовых показателей.
В приведённых ниже таблицах представлены результаты топ-34 ведущих мировых золотодобывающих компаний, на которые приходится 94,1% от общего веса в GDX. Крупные золотодобытчики, доминирующие в рядах GDX, разбросаны по всему миру. 21 из 34 крупнейших компаний в основном торгуются на фондовых рынках США, 5 в Австралии, 6 в Канаде, 1 в Китае и 1 в Великобритании. Согласно отчётам компаний из топ-34 GDX их суммарная добыча составила 292,0 тонн золота в третьем квартале, почти 33,9% общемировой добычи. По данным Всемирного совета по золоту (WGC), который ежеквартально публикует глобальные данные о спросе и предложении золота, это составляет 33,3% от общего мирового показателя.
Первый столбец - тикер компании (если не торгуется в США, то это тикер листинга на первичной иностранной бирже).
Второй столбец - доля акций компании в портфеле VanEck Vectors Gold Miners ETF (GDX).
Третий столбец - объёмы добычи золота в третьем квартале 2019 года (тыс. унций).
CC/oz - операционные затраты на добычу 1 тройской унции золота (Total cash costs, TCC).
AISC - общие затраты на добычу 1 тройской унции золота (All-in sustaining costs).
YoY - изменения год/году, т.е. относительно третьего квартала 2018 года.
OCF - денежный поток от операций (Operating Cash Flow).
Earn. - прибыль по GAAP (если указаны суммы вместо процентов, значит в третьем квартале 2018 года прибыль была с обратным знаком).
Sales - доход от реализации (Revenue).
Cash - денежные средства на балансе.
Пустые поля означают, что компания не представила эти данные за Q3'19 на данный момент.
Золотодобывающие компании top-34 GDX сообщили о средних AISC в размере $ 910 в 3 квартале 19 года. Это на 3,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Barrick Gold снова стала лидером по росту затрат, её AISC выросли на 25,4% в годовом исчислении благодаря её необдуманному мега-слиянию. Но AISC, как правило, росли во всех основных компаниях, в среднем на 8,0% больше, чем в предыдущем году.
Это, конечно, не проблема, учитывая высокие цены на золото. По сравнению с огромным приростом средней цены на золото на 21,7% в 3-м квартале 19-го года, 3,7% -ные более высокие затраты AISC в целом незначительны. И $ 910 на унцию не намного выше, чем среднее значение $ 889 за последние 4 квартала среди top-34 GDX. Пока повышение цен на золото значительно опережает рост издержек производства, большой рычаг прибыли золотодобытчиков в ценах на золото остаётся неизменным.
Контраст между Q2'19 и Q3'19 относительно потенциальной прибыли этого сектора огромен. Цена на золото составляла в среднем $ 1309 за унцию во втором квартале, что подразумевало маржу прибыли крупных золотодобытчиков в размере $ 414 за унцию при средних AISC этого квартала в размере $ 895. В третьем квартале средняя цена на золото в $ 1474 в сочетании со средним значением AISC в $ 910 принесла $ 564 в виде предполагаемой прибыли. Это поразительный рост на 36,2% по сравнению с предыдущим кварталом!
Кому интересен полный анализ, читайте статью Адама по ссылке вверху. Хочу только ещё заметить, что Адам верно отмечает, что крупнейшие золотодобытчики сейчас значительно уступают средним и юниорам из списка VanEck Vectors Junior Gold Miners ETF (NYSEARCA: GDXJ). «Но GDX по-прежнему отягощён крупнейшими золотодобытчиками, которые по-прежнему испытывают быстрое снижение добычи даже после их безумно дорогих мегаслияний. Это делает более мелких золотодобытчиков среднего уровня с превосходными фундаментальными показателями гораздо более привлекательными для будущего потенциала роста».
Ну и, конечно, как я считаю, вероятность ещё более сильной коррекции вниз цен на золото пока довольно высока.
P.S. Сравниваем данные доклада WGC
Gold Demand Trends Q3 2019 из таблиц: с данными из новой презентации GFMS REFINITIV
GFMS Gold Survey Q4 Launch [Oct 2019] Опрос Всемирного совета по золоту (WGC) показывает, что только 12% китайского поколения Z намерены покупать золотые украшения в следующем году, что ниже, чем у поколения millennials и людей старше 39 лет. Китай является крупнейшим в мире покупателем этого металла, и изменение вкусов поколений может повредить общему спросу.