В понедельник в Лондоне открылась London Platinum Week («Платиновая неделя») - съезд крупнейших производителей, потребителей и прочих фирм, связанных с рынком металлов платиновой группы (PGM). Как всегда, крупнейшие фирмы и институты, включая Johnson Matthey PLC, GFMS Thomson Reuters, WPIC, Metals Focus, «Норильский никель» и прочие, представили свои доклады о текущем состоянии рынка PGM и прогнозы на будущее. Также на протяжении этой недели публикуется множество интервью с менеджерами крупных компаний и аналитиками рынка PGM.
Конечно, глупо было бы ожидать от лиц заинтересованных негативной оценки перспектив рынка платиноидов. Но даже незаинтересованная GFMS считает, что
Рынок платины вернётся к небольшому дефициту физического металла в этом году, а также прогнозируется увеличение дефицита палладия на рынке. Сильная волатильность цен на товарные активы в течение последних шести месяцев подчёркивает степень, в которой макроэкономические факторы являются движущей силой торгов. Фундаментальные факторы для каждого сырьевого товара, даже для промышленных металлов, отошли на второй план относительно первостепенных факторов - денежно-кредитной политики США и траектории движения доллара, а также рынки уделяют постоянное внимание китайскому росту и вероятности, что его эволюция может быть облегчена стимулами [правительства Китая]. GFMS прогнозирует широкую поддержку [рынку PGM] при условии крайне постепенного ужесточения монетарной политики США, что открывает путь для более высоких цен в 2016 году, в частности, для палладия.
По мнению компании Johnson Matthey, в 2016 году на рынке платины четвёртый год подряд будет наблюдаться значительный дефицит в связи с дальнейшим ростом спроса со стороны автопрома и других отраслей промышленности при стагнации предложения. Дефицит на рынке платины составит 26.8 тонн. Metals Focus прогнозирует дефицит на мировом рынке платины в 2016 году 667 тыс. унций (21.5 тонн), а по оценке компании Норильский Никель, в 2016 году платина может показать дефицит, но наземные запасы могут предотвратить дефицит физического металла. WPIC прогнозирует дефицит платины на рынке в этом году в размере 455 тыс. унций (14.6 тонн).
GFMS считает, что дефицит палладия на рынке составит в этом году 868 тыс. унций (27.9 тонн). Johnson Matthey оценивает дефицит на рынке палладия в 26.1 тонн. Кстати, здесь хочу отдельно отметить «вклад» нашего Норникеля во главе с г-ном Потаниным в ценообразование на рынке палладия. Уважаемый френд
a_nalgin недавно написал:
«Фундаментально, если мы посмотрим на себестоимость производства платиноидов, то цены явно неадекватно низкие. Рынок у нас с растущим спросом и дефицитом, но цена это явно не отражает», - недоумевает глава управления стратегического маркетинга Норникеля Антон Берлин. Надо заметить, что ГМК Норильский никель - это крупнейший в мире производитель палладия, весьма востребованного автопроизводителями и инвесторами металла, а также других металлов платиноидной группы.
Но диктовать цены на них в нынешней ситуации даже король рынка не может. Металлы дешевеют, как и многие другие сырьевые товары, торгуемые на бирже.
Возможно палладиевый парадокс связан с тем, что новые активные участники рынка ориентируются не на показатели производства и баланс физических запасов металла, а на общие индикаторы состояния экономики и финансовой сферы. В такой ситуации открытие ими коротких позиций на фоне негативных новостей из Китая давит на цены. В известном смысле это и есть отсутствие корреляции между ценообразованием и физическим рынком.
Можно сказать, всё в мире теперь стало финансовыми активами. Даже товары - спасибо фьючерсам и другим производным/синтетическим инструментам. Немудрено, что рынком правят ожидания, а не реальные балансы: финансовые менеджеры не стремятся разбираться в физическом производстве. Это и есть финансовая глобализация, которая - вопреки ожиданиям - обрела новое дыхание после кризиса 2008-09 гг.
Верно, и это согласуется с мнением GFMS, озвученным выше. Однако высказывание г-на Берлина надо воспринимать в более широком контексте. Как я уже не раз говорил (см. «
Падение цен на палладий якобы помешало сделке «Норникеля» с Банком России»), г-н Потанин уже который год пытается монополизировать рынок палладия. Сделка с ЦБ РФ не удалась, однако Норникель всё-таки запустил свой хедж-фонд Global Palladium с лимитом финансирования в размере до $ 200 млн. При текущих ценах на металл в районе $ 600 за унцию, лимит фонда позволят купить около 10 тонн палладия.
Палладиевый фонд «Норникеля» приступил к работе в тестовом режиме, и в 2016 году уже закупил несколько тонн палладия. «Фонд создан. Он начал своё функционирование в тестовом режиме, пока в небольших объёмах. Речь идёт о нескольких тоннах палладия. Мы рассматриваем этот фонд как инструмент балансировки. У нас есть соглашение о конфиденциальности, которое не позволяет нам разглашать, у кого фонд покупает металл. В перспективе, мы не собираемся скрывать запасы, которые будут накоплены», - сообщил в Лондоне вице-президент «Норникеля» по стратегическому планированию Сергей Дубовицкий.
«Характеристика стратегии фонда заключается в том, что фонд не занимает риск-позиций, то есть не держит металл, а хеджирует и перепродает его индустриальным покупателям. При этом основная задача фонда - снижение волатильности на рынке, в том числе путём связывания свободного металла и продажа его напрямую индустриальным покупателям», - добавил он. Поэтому высказывание г-на Берлина в интервью Reuters: «Поставки палладия из запасов участников рынка, которые пока спасают мир от физической нехватки металла, могут прекратиться в самые ближайшие годы», - следует, наверное, понимать буквально.
«В этой ситуации все ссылаются на имеющиеся запасы участников рынка, но никто не знает, когда они закончатся», -сказал глава управления стратегического маркетинга «Норникеля» Антон Берлин. Действительно, Гохран однозначно дал понять, что продавать теоретические (гос. тайна!) запасы палладия не будет, более того, будет закупать металл. Поэтому может повториться ситуация 2001 года, о которой я писал в статье «
Драгоценные металлы: платина и палладий в следующем, 2013-ом», но только в исполнении фонда Потанина. Будьте бдительны! ;)))
Посмотрим на оценку спроса/предложения от разных аналитических компаний.
GFMS PLATINUM GROUP METALS SURVEY 2016
Решающую роль в переходе рынка платины от огромного дефицита в 2014 к профициту в 2015 году сыграл резкий подъём производства в ЮАР после длительных забастовок в этой стране в 2014 году. Наша оценка надземных запасов на конец 2015 года 7,2 млн унций или 224 тонн, из которых более 2,5 млн унций (77 тонн) являются запасами в ETFs, что эквивалентно промышленному потреблению примерно за 11 месяцев. Отток из ETFs был самым крупным движением надземных запасов платины в прошлом году, и самое большое когда-либо ежегодное падение запасов в ETFs. В марте - апреле этого года наблюдается приток в ETFs. Совокупные запасы платины в крупнейших ETFs сейчас составляют около 2.42 млн унций. В 2016 году ожидается небольшой дефицит предложения за счёт сокращения добычи металла.
В 2015 году, девятый год подряд, на рынке палладия зафиксирован дефицит физического металла, составивший 0,9 млн унций (27 тонн). Это примерно на треть меньше, чем годом ранее, и наименьший дефицит с 2011 года. Это было обусловлено заметно выросшей добычей в Южной Африке, слабым китайским ювелирным спросом и снижением спроса в электронике. Тем не менее, наблюдается продолжение падения надземных запасов палладия, которые, по оценкам, снизились до 9,2 млн унций (284 тонн) к концу 2015 года, что эквивалентно промышленному потреблению примерно за 11 месяцев. Интересно отметить, что массовое сокращение запасов в палладиевых ETFs означает, что объёмы надземных запасов за пределами ETFs снизились на гораздо более скромные 140 тыс. унций (4 тонны). То же самое и в платине.
В целом, надземные запасы палладия по-прежнему существенны и, следовательно, неудивительно, что рынок не становится бычьим. Хотя запасы имеют тенденцию неумолимо сокращаться в результате череды ежегодного дефицита в этом столетии, это несколько нивелировалось поставками из российских государственных запасов. Совокупные запасы палладия в крупнейших ETFs сейчас составляют около 1,924 млн унций. Дефицит на рынке палладия в 2016 году может увеличиться по сравнению с прошлогодним до 868 тыс. унций.
Скачать доклад GFMS можно здесь:
https://yadi.sk/i/5gluj8dIrfqaB Johnson Matthey PGM MARKET REPORT MAY 2016
В 2016 году дефицит на рынке платины составит 26.8 тонн. Сокращение объёмов предложения из Южной Африки будет в целом компенсировано увеличением утилизации из автокатализаторов и ювелирного скрапа, в связи с чем общий объём предложения не изменится.
Благодаря распространению в текущем году на все дизельные автомобили, реализуемые в Европе, законодательства Евро 6b, общемировой спрос на платину для автокатализаторов вырастет почти на 2% до 108.7 тонн. Несмотря на замедление мировой экономики, спрос в других отраслях промышленности вырастет почти на 10% в связи с расширением мощностей в химической и стекольной отраслях. Спрос со стороны ювелирной промышленности Китая восстановится после падения в 2015 году, в результате ювелирный спрос вырастет в мире до 91 тонн. Ожидается замедление инвестиций в физический металл, однако высокий уровень закупок японских инвесторов обеспечит положительные показатели в объёме около 10.4 тонн.
В 2016 году дефицит на рынке палладия составит 26.1 тонн. Поставки первичного палладия несколько сократятся, до 198.8 тонн, что будет компенсировано ростом утилизации отработанных автомобильных катализаторов, в результате суммарный объём предложения увеличится незначительно до 280.6 тонн. В результате роста производства бензиновых автомобилей в мире вновь увеличится спрос для автокатализаторов, до 241.2 тонн. Суммарное потребление металла для автокатализаторов, в промышленных целях и для ювелирной промышленности, как ожидается, впервые превысит 311 тонн. Прогнозируется снижение распродаж позиций индексных биржевых фондов ETF, однако деинвестиции в физический металл, вероятно, продолжатся.
Скачать доклад Johnson Matthey можно здесь:
http://www.platinum.matthey.com/documents/new-item/pgm%20market%20reports/pgm-market-report-may-2016.pdf WPIC PLATINUM QUARTERLY Q1 2016
По итогам 1-го квартала произошло существенное снижение добычи платины в ЮАР и сократился общий уровень предложения, что не смогло компенсировать небольшое увеличение рециклирования. Также наблюдался рост коммерческих запасов драгметалла у производителей. Мировое потребление платины подросло в 1 квартале 2016 года за счёт роста инвестиционного спроса, в первую очередь в слитках и монетах в Японии. Спрос в ETF-фондах перестал снижаться, потребление в автомобильной промышленности немного выросло. Ювелирное и промышленное потребление платины снизилось, в основном за счёт падения интереса к ювелирным изделиям из платины в Китае. По итогам 2016 года на мировом рынке платины ожидается дефицит в размере 455 тыс. унций. Оценка наземных запасов платины в 2016 году снижена на 19% к 2015 году до 1,95 млн унций.
Скачать доклад WPIC можно здесь:
http://www.platinuminvestment.com/files/934215/WPIC_Platinum_Quarterly_Q1_2016.pdf Как отмечает в
своём обзоре Душин Олег:
Особый вопрос занимает конкуренция с традиционными двигателями электрокаров, которые вовсе не используют платину и палладий. Но к 2020 электрокары и гибридные авто будут занимать только 5% авторынка. Кроме того, если в соревновании одержат верх машины на fuel cells [топливных элементах], которые продвигают японские автопроизводители, то использование платины в автоиндустрии возрастет. На каждый fuel cell расходуется примерно полунции платины, что больше чем используется металлов платиновой группы на авто с двигателями внутреннего сгорания. Однако исход борьбы на фронте новаций пока неизвестен, технология fuel cell имеет гораздо меньший кпд, чем электрокары.
И в этом плане интересны таблицы из доклада GFMS, показывающие динамику ужесточения экологических требований к выбросам различных типов авто в крупнейших регионах.
16 мая 2016 года «Норильский Никель» также опубликовал презентацию «2016 Strategy Update: New Platform to Deliver on Assets Modernization», где на стр. 73 - 76 и 79 в статье Антона Берлина приводится оценка рынков платины и палладия. Ссылка:
http://www.nornik.ru/assets/files/2016/Strategy_Update_2016_f6.pdf