Золото и золотодобывающие компании

Jan 12, 2016 02:40


Как и при оценке акций любой компании, любой активный инвестор в акции золотодобывающих компаний, либо в ETFs, обеспеченные этими акциями, должен понимать структуру, капитализацию и многие другие параметры, дабы суметь оценить свои риски. Я когда-то посвятил этому вопросу несколько статей (см. «Цены на золото и акции добывающих компаний»). Сейчас, конечно, многое изменилось, золото уронили, да и компании перестроились. Тем не менее, и сегодня инвесторы задаются вопросом, стоит ли сейчас вкладываться в эти акции, какие параметры являются определяющими? Собственно, на большинство из этих вопросов я ответил в предыдущих статьях. Однако сейчас сложилась интересная ситуация: хотя цена на золото и упала довольно значительно, многие золотодобывающие компании наращивают добычу, снижая при этом её себестоимость. Вот один из примеров.

Одна из проблем инвесторов заключается в том, что некоторые считают нормальной себестоимостью добычи 1-й тройской унции золота Total сash cost (TCC) - затраты на текущие операции. Затраты TCC для большинства ведущих золотодобывающих компаний никогда не превышали $ 1000. Другое дело - All-in sustaining costs (AISC) - затраты «Всё в поддержании расходов», в которых учитываются капитальные расходы - CAPEX, расходы на обслуживание управленческого аппарата, поддержания в актуальном состоянии рудников, выплаты дивидендов акционерам, выплаты различных взносов, арендной платы, налогов или бонусов местным администрациям в различных юрисдикциях, в т.ч. за экологию, и пр. пр.




Самые большие затраты All-in cost (AIC) - затраты «Всё в стоимости» - включают в себя затраты на разведку, которая в нынешних условиях невозможна без привлечения стороннего капитала и, соответственно, на разработку новых проектов и т.п. Вот как раз затраты AIC сейчас для большинства крупнейших компаний составляют порядка $ 1200 и более на унцию золота. Однако им невыгодно озвучивать эту цифру, поскольку для многих инвесторов уровень себестоимости добычи - важный параметр. Когда компания объявляет величину прибыли, большинству инвесторов неважно, что она не включила в затраты эти показатели - им важны дивиденды.

Вот что пишет «Вестник золотопромышленника»:

Снижение затрат удается лучше всего компаниям с активами в развивающихся странах, чьи валюты девальвируются к доллару. Однако, в среднесрочной перспективе этот эффект будет нивелирован местной инфляцией. Так, южноафриканские компании почувствовали положительный эффект от ослабления южноафриканского ранда, однако уже готовятся к инфляции расходов на труд.

Harmony в результате очередного (летнего) раунда переговоров согласилась увеличить зарплаты на 6,0-10,4%. В среднем по компании на 2015-2016 год зарплаты вырастут на 6,5%. Anglogold на следующие три года договорилась о ежегодной индексации на величину инфляции - минимум 6%.

"Девальвация рубля в 2015 году дала глоток воздуха российской золотодобыче, и если этот тренд продолжится, то мы будем получать подпитку и дальше, но это явится кратковременной точкой роста, потому что все имеющиеся резервы отрасль исчерпала, и надо искать новые, более глубинные точки в производстве, которые помогут дальнейшему увеличению добычи золота в стране", - считает председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба.

В России, большинство расходов компаний исчисляется в рублях, в том числе крупные капитальные затраты, затраты на поддержку мощностей, а также геологоразведочные работы, за исключением приобретения импортного оборудования, которое оплачивается в долларах. Таким образом, в результате ослабления рубля, а также за счет ранее запущенных программ оптимизации, компаниям удалось достичь двукратного снижения себестоимости, и, как следствие этого - двукратного роста EBITDA.

В первом полугодии такие крупные компании как "Полюс Золото" и Polymetal снизили капитальные затраты на 67% и 17% соответственно. В тоже время капзатраты Nordgold выросли на 52% из-за инвестиций на развитие проекта Bouly в Буркина-Фасо. Несмотря на это, компания продолжает активно вкладывать в новые проекты за счет собственного денежного потока, который в первом полугодии вырос почти в два раза.

По прогнозу Союза золотопромышленников России, в 2015 году общее производство золота в России увеличится до 291 тонны (+0,86%), а производство драгоценного металла из минерального сырья (исключая переработку ломов и отходов) вырастет до 255,2 тонны (+1%).

Зачастую практика такова: компании-юниоры находят, разведывают и оценивают месторождения, затем они продают их крупным компаниям - добытчикам, типа Barrick Gold, а те уже проводят свою оценку, составляют проекты, ТЭО, и готовят их к разработке. С 2013 года, когда цены на золото начали снижаться, крупные компании, которые, конечно, жировали на высоких ценах, действительно стали реструктурировать производственную цепочку, управленческий аппарат, дабы снизить себестоимость добычи и привлечь инвесторов. Началась череда слияний и поглощений. Некоторые начали хеджировать будущие поставки.

Однако снижение цен на нефть и падение региональных валют, несмотря на снижение курса золота в USD, помогло многим компаниям удержаться на плаву. Тем не менее, спрос на золото на мировом рынке сейчас слабый, в частности, из-за внутренней политики Индии и реформ в Китае, поэтому даже нашим добывающим компаниям приходится продавать добытое золото гос- и комбанкам, у которых его затем выкупает ЦБ РФ. Собственно, потому и растут такими темпами наши золотые резервы.

Таким образом, с одной стороны золотодобывающим компаниям, которые работают в не - долларовых юрисдикциях, выгодно сейчас добывать металл, поскольку себестоимость добычи в местных валютах низка, а цена металла в USD по отношению к ней - высока, но с другой - всё это временно. Инвестиции в будущее предполагают затраты в долларах США, а при таком курсе USD по отношению к сырьевым валютам - подобные затраты могут съесть всю прибыль компаний в не - долларовых юрисдикциях. Поэтому многие компании сокращают затраты на разведку и разработку новых проектов.

Поэтому очень сложно оценить, стоит ли сейчас вкладываться в акции золотодобывающих компаний. Наверное, как всегда, надо отслеживать их отчёты, особенно обращая внимание на юрисдикции, в которых они добывают, на инвестиции в будущее и на прочие параметры, о которых я говорил не раз, да и каждый, кто торгует акциями, их знает. Я уже не раз говорил, что не думаю, что золото опустится ниже $ 1000. Хотя такое и возможно.

С точки зрения AIC для золотодобывающих компаний $ 1100 - 1200 - минимальные цены, при которых они смогут нормально развиваться, привлекая капитал и позволяя себе траты на разведку и внедрение новых проектов. Также следует учитывать, что от разведки до разработки месторождения сейчас срок порой доходит до 17-ти лет. А с учётом заморозки некоторых проектов из-за низких цен на золото, он может растянуться ещё дольше.

P.S. Примерно то же можно сказать и об акциях добытчиков других драгметаллов, но, конечно, с поправкой на ситуацию на их рынках, юрисдикции и прочие фундаментальные факторы.


доллар, total cash costs, золото, all-in cost, nordgold, Полюс Золото, etf, newmont mining, anglogold, goldcorp, Китай, РФ, capex, акции добывающих компаний, драгметаллы, США, all-in sustaining cost, ЦБ РФ, barrick gold, золотодобывающие компании, polymetal, Индия

Previous post Next post
Up