Цены на платину и палладий в последнее время разочаровывают инвесторов больше, чем цены на золото. В середине июля цена на платину упала до 6,5 летнего минимума $ 950 за унцию. Палладий тогда стоил немногим более $ 600 за унцию, что стало самой низкой ценой с октября 2012 года, однако в августе его ожидало ещё более сильное падение. Палладий стал драгоценным металлом с самой худшей динамикой с начала года. Статистика, опубликованная в августе, показала, что продажи автомобилей в Китае в июле сократились до почти полуторалетнего минимума - более чем на 7%, продолжая снижение темпов роста четвёртый месяц подряд.
Мировые продажи автомобилей в июле сократились на 0,7%. Если рассматривать три крупнейших мировых рынка, то в ЕС и США количество продаж транспортных средств увеличилось почти на 167 000, а вот в Китае продажи упали примерно на 115 000 единиц, включая импортный транспорт и малотоннажные грузовики. В отличие от палладия, основным потребителем которого является автопром Китая, платина в большей степени используется в Европе для дизельных авто. Поэтому падение фондового рынка в Китае, продолжающееся уже четвёртый месяц, оказало большее влияние на палладий. В результате обвала фондового рынка Поднебесной 24 августа палладий в моменте тестировал новые минимумы $ 521.
Состояние китайской экономики остаётся основным драйвером для рынка палладия. Китай обеспечивает 22% спроса на белый металл, но в июле его импорт в Поднебесную упал на 42% г/г до 1.27 тонны. Второй месяц подряд в июле сократились продажи пассажирских автомобилей на 6,6% г/г после падения на 3,4% в июне. Более того, импорт российского палладия в Швейцарию в июле достиг максимального объёма с мая прошлого года - 1241 кг против 153 кг в июне. На этой неделе палладий пытается отскочить и протестировал $ 600, но пока безрезультатно.
Таким образом, с начала года белый металл упал более чем на 25%. Следствием такого сильного снижения цен стал отток инвесторов из этого актива - запасы крупнейшего палладиевого биржевого фонда ETFS Physical Palladium Shares (PALL) продолжают сокращаться: с 7 августа по 14 августа с 425,475 до 410,916 унций, с 15 по 28 августа до 381,822 унций. На 7 мая его активы составляли 460,009 унций. С начала года палладиевые ETFs потеряли более 100 тысяч унций металла. Спекулятивные длинные позиции на NYMEX по палладию достигли самого низкого уровня с ноября 2012 года.
Платина в августе выглядела лучше - смогла подрасти на 2.74% м/м и сейчас пытается закрепиться выше $ 1000 за унцию. Несмотря на то, что с начала года цена платины упала на 16%, с начала июля приток в платиновые ETFs составил 85 тыс. унций, а с начала года чистый приток составил 45 тыс. Поддержку металлу оказали хорошие данные по продажам авто в Европе и неопределённость с поставками на рынок из ЮАР, обеспечивающей более 70% мировой добычи платины.
Третий по величине производитель платины в мире, компания Lonmin Plc, наряду с другими компаниями, объявила о сокращении добычи, объяснив своё решение нерентабельностью производства при таких низких ценах на металл. Работающая себе в убыток Lonmin сейчас разрабатывает планы по сокращению капитальных затрат и 6000 рабочих мест. В этом году акции компании упали на 81% на Лондонской бирже в связи с опасениями, что она не в состоянии рефинансировать $ 550 млн долгов, которые подлежат погашению в следующем году.
Вновь возникла угроза забастовок. Лишь девальвация ранда ещё позволяет держаться производителям на плаву. Курс южноафриканского ранда с конца июня опустился на 13.8% до 13.27 за доллар, а цена платины по сравнению со средней ценой первого полугодия снизилась на 9%. Тем не менее, как отмечает Commerzbank, «при сегодняшних ценах более половины платиновых рудников будут работать в убыток, и постепенно начнут сокращать добычу. Как только истощатся складские запасы компаний и истекут хеджевые контракты, на рынок придёт дефицит. Палладий также фундаментально недооценён».
«ЮАР должна продвигать среди стран БРИКС идею о принятии более строгих законов по ограничению выбросов выхлопных газов и о принятии платины в качестве резервного металла в ЗВР», - заявил Бен Магара, исполнительный директор Lonmin Plc. По его словам, «более жёсткие стандарты по автомобильным выбросам в странах БРИКС окупятся за счёт увеличения использования платины в каталитических преобразователях для автомобилей, это позволит государствам сократить счета здравоохранения». Lonmin и другие производители ведут переговоры с властями Южной Африки «чтобы выяснить, в какой степени даже наш собственный Резервный банк готов рассмотреть платину в качестве резервной валюты».
"Мы считаем текущие цены на металл слишком низкими и фундаментально необоснованными. Платина экономически не может производиться при ценах ниже $ 1000 за унцию, даже учитывая слабость южноафриканского ранда и те шаги, которые делают компании для оптимизации расходов и повышения эффективности. На ЮАР приходится примерно 75% мировой добычи платины, тогда как предельные издержки производства на 40% выше текущей цены", - отмечают эксперты Commerzbank.
Эксперты швейцарского банка Julius Baer говорят, что «несмотря на значительные трудности, которые автопроизводители испытывают с точки зрения продаж в Китае и на других развивающихся рынках, мы считаем, что в долгосрочной перспективе тренд по-прежнему остается восходящим. Это в свою очередь позволяет нам придерживаться позитивного прогноза относительно спроса на платину и палладий со стороны производителей автомобильных катализаторов».
«После шторма, накрывшего сырьевые рынки в прошлом месяце, цены за последние недели стабилизировались, поскольку ослабло давление, вызванное техническими и импульсными продажами. Учитывая существующие опасения относительно поставок сырья из Южной Африки, мы подтверждаем наш позитивный среднесрочный и долгосрочный прогноз для обоих металлов», - заявляют они.
Тем не менее, маркетмейкеры снижают прогнозы по ценам на PGM. HSBC 27 августа понизил прогноз средней цены на платину: по мнению банка среднегодовая стоимость платины в 2015 году составит $ 1126, в 2016 году - $ 1235. Снижение потенциала промышленного потребления в Китае продолжит оказывать негативное влияние на стоимость платиноидов.
Китайская ассоциация производителей автомобилей ожидает, что в текущем году рост продаж составит только 3% - минимальный показатель за последние 10 лет. Однако по оценке UBS продажи новых автомобилей в Китае в 2015 году вырастут на 4%, рост с августа по декабрь 2015 года может составить 2%. В 2016 году продажи автомобилей могут вырасти на 5 - 10% к 2015 году, особенно если китайское правительство запустит программу стимулирования покупок автомобилей.
«Высокой долей текущего скептицизма рынок обязан затуханию бума в автомобильной промышленности Китая, так как примерно 70% всего производимого палладия используется в автомобильном секторе. Однако хорошие данные о продажах транспортных средств в США должны показать, что опасения в отношении спроса слишком завышены. В среднесрочной перспективе у цен на палладий есть значительный потенциал для восстановления, поскольку спрос в текущем году вновь превысит предложение», - полагает аналитик Commerzbank Барбара Ламбрехт.
Учитывая текущие низкие цены на металлы, Commerzbank понизил прогноз среднегодовых цен до $ 1100 за унцию платины и до $ 720 за унцию палладия. Аналитики банка ожидают, что такие цены не останутся надолго и ожидают их роста в 2016 году. «К концу 2016 года платина уже будет стоить $ 1300 за унцию, а палладий - $ 850 за унцию», - считают они.
Аналитики американского банка Citigroup ухудшили прогноз по ценам на палладий в этом году до $ 710 за унцию (-6,6%). «Ухудшение экономических показателей Китая и девальвация юаня вынудили нашу команду аналитиков по сырьевым рынкам существенно пересмотреть краткосрочные прогнозы», - сообщил аналитик Citi Барри Эрлих. Прогноз Citi по палладию на 2016 год эксперты понизили на 11%.
Использованы слайды из презентации Norilsk Nickel от 31 августа 2015 года:
http://www.nornik.ru/assets/files/2014/NN-presentation_-1H-2015.pdf