Как устранить проблему нарастающего беззакония в РФ?

Nov 21, 2010 13:22

Одна из, на первый взгляд, серьёзнейших и трудноустраниых проблем современной России - Несоблюдение (часто демонстративное) законов РФ. Нарастающее беззаконие. Проблема имеет очень широкий спектр проявлений: от коррупции и взяточничества на высоком уровне, до несоблюдения правил дорожного движения и мелких правонарушений, совершаемых простыми гражданами... Наверное каждый городской житель России ежедневно сталкивается с многочисленными проявлениями этой проблемы, да и, чего греха таить, сам частенько нарушает те или иные законы и правила. Проблема нарастает как снежный ком, неуважение к законам становится нормой в современном российском обществе.

Мы с группой френдов провели нечто вроде виртуального семинара с целью поиска практичных способов минимизации этой проблемы за короткий срок. С результатами этой работы я и хочу вас познакомить.

Обсуждать проблему - всё равно, что любоваться препятствием. Увлекательно, но неконструктивно. Чтобы перейти в практическую плоскость, нужно сформулировать задачу на устранение проблемы и задать её граничные условия. У нас получилось так: Как российскому государству и обществу в течение ближайших 10 лет, с наименьшими потерями крови и потрясениями сделать так, чтобы жизнь в рамках строгого соблюдения закона и неписанных общественных правил стала ясной, приятной, удобной, защищённой и статусной, являясь наиболее простым, приемлемым, выгодным и естественным выбором, нормой для всех членов российского общества вне зависимости от их уровня? Как при этом обеспечить стабильность такого состояния и создать предпосылки для дальнейшего неуклонного снижения числа правонарушений в России? Чем конкретнее задача, тем больше шансов на то, что решения будут практичными.

Второй этап: мы постарались выделить как можно больше факторов и причин, определяющих нашу проблему. Их было сформулировано около 300, после обработки и обобщения - 80. Далее мы сформулировали критерий отбора факторов по степени значимости (вообще-то критериев может быть и больше), договорились о методике оценки факторов по этому критерию и проранжировали весь список. В итоге мы отобрали самые основные факторы и причины, определяющие наличие нашей проблемы, чтобы потом найти способ их устранить или минимизировать. Их оказалось восемь:


1. Законопослушность в России не воспринимается общественным сознанием как безусловно положительное качество человека
2. Низкий уровень гражданского самосознания и активности жителей России.
3. Множественные случаи нарушения законов представителями госорганов и госкорпораций - взяточничество, коррупция, криминальные связи.
4. Отсутствие четко работающих «социальных лифтов» (соблюдаешь законы и ведешь себя достойно - поднимаешься).
5. Отношение населения к исполнительной власти (и государству в целом) как к карательному органу, а не как к союзнику и помощнику
6. Неверие людей и бизнеса в светлое будущее: во главу угла ставится сиюминутная выгода, а отдалённые последствия воспринимаются как малозначимые.
7. Слишком низкий риск быть уличённым - органы правопорядка не успевают (или не хотят возиться) за всеми правонарушителями.
8. Недостаточное понимание гражданами своих прав и неумение ими пользоваться.

Третий этап. Постольку, поскольку наш семинар - это все-таки эксперимент, мы ограничились рассмотрением только одного фактора из этого списка, решив, что именно он является одним из основополагающих: Низкий уровень гражданского самосознания и активности жителей России.
Мы снова сформулировали задачу, на этот раз более локальную: «Как государству и обществу в 10-летний период резко поднять уровень гражданского самосознания и активности граждан, обойдясь при этом наименьшим кровопролитием и социальными потрясениями».

Для генерации вариантов решений мы попробовали применить пару интересных методик: «Обратная установка» и «Список Осборна». В итоге набор возможных решений выглядит следующим образом (кстати обратите внимание на то, что большую часть предложенных идей можно начать реализовывать и на региональном уровне, не дожидаясь, пока раскачаются федеральные власти):
1. Всё, что связано с начальным образованием: разработать и запустить в школах соответствующие программы, возвращающие в сознание светлый образ Мальчиша-Кибальчиша. Да, за 10 лет этот процесс можно только начать, но есть надежда на то, что дети частично перенесут усвоенное в семьи, повлияв тем самым и на родителей.
2. Идеи, связанные с использованием старых или созданием новых мощных общественных объединений (профсоюзов, партий, организаций, даже церковь). Идея выглядит здравой: используя такую организацию как рычаг, можно сдвинуть всё общество с мёртвой точки. Увы, ни одна из имеющихся организаций не имеет достаточного кредита доверия. Поэтому в ряды такого нового объединения нужно принимать не всех желающих (как происходит обычно), а только тех, кто достоин (законопослушен, патриотичен, активен и ответственен - другими словами, Граждан с большой буквы). Один из вариантов решения этой проблемы - здесь: http://shuster.livejournal.com/333754.html?thread=6052026#t6052026 - он тоже не без недостатков, но все-таки создать и раскрутить такую организацию за 10 лет можно вполне. В истории тьма подобных примеров.
3. Ввести понятие «правовой репутации» - ведь все наши правонарушения так или иначе всё равно где-то фиксируются. Использовать это понятие при назначении чиновников и руководителей, при проведении выборов, определении социального статуса гражданина. Информация, конечно, должна быть общедоступной - общество вправе знать, какие именно нарушения его правил и законов допустил тот или иной гражданин.
4. Расширить применение инструмента правительственных и местных (в т.ч. региональных, учреждаемых местными органами власти) наград за общественно-полезную деятельность и просто за добросовестный труд и законопослушность. Нечто вроде орденов и медалей за заслуги перед отечеством, только не для единиц, а для миллионов - по заслугам.
5. Идеи, похожие на первую, но в меньших масштабах: народные дружины, институт общественных контролёров (плюс независимые СМИ как инструмент влияния). Одно другому не мешает - можно делать параллельно с осуществлением первой идеи. Немного пугает, что такие локальные объединения трудно контролировать - не дошло бы до судов линча (помните условие - без кровопролития), так что нужен контроль и правильная идеология, задаваемая через СМИ.
6. Любая совместная деятельность на благо общества даже без партий и объединений - старые добрые субботники например. Дёшево, быстро и довольно эффективно. Особенно в комплекте с теми же народными дружинами.
7. Возврат прямых выборов во все уровни власти, плюс референдумы по основным поводам - федеральные и местные, до уровня вече. Расширение полномочий местных (исключительно выборных) органов власти. Тоже важная вещь, действительно повышающая гражданское самосознание. Если только сама власть не испугается последствий :)
8. Стимулировать (в т.ч. материально) население к содействию органам правопорядка. В некоторых странах (США) донос на неплательщика налогов приносит автору доноса часть истребованных налогов. Там же платят за доносы на нарушение копирайта. Звучит жутковато, но ведь работает...
9. Ужесточить наказания за несоблюдение законов. Ввести наказание в виде общественных работ: если 1000 рублей штрафа не проблема, пусть водитель кайена улицу денёк пометёт. Преступления должностных лиц приравнять к преступлениям против страны и общества и рассматривать их в соответствующем контексте. Гаишник или чиновник, берущий взятки, наносит стране ущерб не меньший, чем злобный шпион-диверсант. Начальники должны нести ответственность за действия подчинённых - если будут доказаны факты попустительства.
10. Поощрять тех, кто законы соблюдает. Звучит наивно, но что-то в этом направлении сделать все-таки можно: аккуратные водители, компании, исправно платящие налоги и т. п. могут получить что-то от государства, пусть хотя бы и символическое. Как минимум это будет работать на повышение их статуса.
11. Территориальная ротация госслужащих. Вряд ли осуществимо: в каждом регионе своя специфика: упадёт эффективность их деятельности, а она и так ниже плинтуса. А вот контролёров всех мастей действительно можно перетасовывать.
12. Публичность. Публичность правосудия. Публичность принятия решений. Публичность распределения денежных средств, бюджетов. Дело нужное и полезное. Особенно вкупе с прямыми выборами.
13. Реальные, а не формальные проверки соответствия доходов и имущества у чиновников (и их семей) высокого ранга. Пример США показывает, что это нифига не работает, но хоть какой-то эффект будет.
14. Стимуляция развития среднего класса, поддержка частного предпринимательства. Чтобы людям было, чем дорожить. Это понятно, но не так уж просто сделать - тут свои проблемы, которые нужно обсуждать отдельно...
15. Всяческое поощрение благотворительности. Просто, изящно и довольно эффективно. Кстати хорошо дополняет пункт 1.
16. Вложиться в физкультуру, спорт и их пропаганду. В отсутствие войны спортивные достижения страны - один из главных поводов ею гордиться. Ну и как способ канализации агрессии тоже годится.
17. Постоянное публичное освещение ключевых программ и проектов государства и местных органов власти. Не целей и лозунгов, а логики: зачем нужна программа, какое содействие нужно от граждан, что мы рассчитываем получить в итоге, как идёт её реализация.
18. Реанимировать доброго милиционера Дядю Стёпу. Тут вариантов может быть множество. Начать с того, что милиционер обязан не только ловить правонарушителей, но и ПОМОГАТЬ обычным гражданам, если они нуждаются в помощи. Пусть ГАИшник старушку через улицу переведёт для начала… Обучить их правилам оказания первой медицинской помощи и обязать её оказывать до приезда скорой.
19. Армия. Должна восприниматься не как повинность и угроза, а как почётная обязанность и повод для гордости. И начать с пропаганды, по крайней мере перестать поливать её помоями при каждом удобном случае. Увеличить льготы и обеспечить достойное отношение к людям, исполняющим свой воинский долг.
20. Ну и пропаганда конечно. Как же без неё?

Набралось два десятка вполне конструктивных идей, причём применимых не только на федеральном, но и на региональном уровне. Понятно, что они сырые. Понятно, что каждая из них потребует очень и очень серьёзного анализа. И всё-таки большая часть из них выглядит вполне осуществимой даже за короткий период (10 лет и даже меньше в некоторых случаях). Надеюсь, что, может быть, что-то из предложенного мы увидим реализованным на практике. Иначе, боюсь, ситуация будет только ухудшаться.

Историю обсуждения можно посмотреть в хронологическом порядке по тэгу Эксперимент.
Previous post Next post
Up