к спорам вокруг Сталина

Jan 04, 2010 21:03

У avmalgin статья из Литгазеты 1947-го года. Валентин Катаев (был такой сов. писатель, "Сын полка" ) пишет:
Советская власть не только форма государства. Она также и моральная категория. ... Мы должны говорить о "душевном государстве", о "стране нашей души", где личность советского человека и советского гражданина не противопоставлены друг другу. Они слиты воедино (выделение мое) не только во времени и пространстве, но -и это главное- в великом и вечном чувстве мировой справедливости.

Наверное, многим эти слова покажутся смешными. А мне вот не смешно, потому что эти слова на самом деле создали современных русских и во многом описывают то, что у них записано в системе понятий.

Официальный пропагандист современных обломков русского государства leteha обсуждает сегодня, "был ли порядок при Сталине":
При Сталине порядка в этом смысле не было. Это, впрочем, отнюдь не вина Сталина. Дело в том, что Сталин получил власть в стране, которая несколько лет назад пережила гражданскую войну - раз. И в которой в ряде регионов (Средняя Азия) шла та же гражданская, только с другим названием. Сталин получил власть в стране, которая находилась в окружении враждебных государств.

Сама эта постановка вопроса "порядок при Сталине", "порядок при Николае", "порядок при Путине" чисто русско-советское явление. В нем заложено убеждение в том, что порядок наводит верховная власть. Из этого также в виде убеждения приняты два следствия: (1) народ не может у себя сам установить порядок, (2) единственный порядок, который возможен в России чужд народу (потому что устанавливается верховной властью).

Основное убеждения и оба следствия - ложь, которая не выдерживает никакой проверки. Порядок устанавливается только и исключительно силами народа (когда ему позволяют это сделать). Русские путают монополию на насилие с порядком - это просто мышление задницей в буквальном смысле. Порка и самопорка вбила в тело, что власть это насилие, а насилие это власть. Две половинки этого тождества "слиты воедино". Все, кто думал в России по-другому целенаправлено истреблялись или изгонялись, остальных старались как можно чаще пороть, морить голодом, убивать "за идеалы" и грабить, иногда тоже "за идеалы", иногда просто так. Что же осталось?

А вот голос современного поколения Дм. Галковский, одержимый комплексами неполноценности и сверхполноценности в одном лице (или заду):
само именование людей, которым сейчас 35-50 лет, вызывает немалые затруднения. Семидесятники? восьмидесятники? Их нет. Подлинная трагедия этих людей заключалась в принципиальной межеумочности. Являясь первым вполне городским поколением, они выросли в отдельных квартирах с телевизорами и детскими книжками. ... Поколение 70-х состоит из людей, считающих себя ничтожествами, живших как ничтожества и являющихся ничтожествами. Сказанное верно даже для детей номенклатуры. Подобных людей спасти нельзя. Бессмысленно чего-то ожидать от гадких ничтожных существ, к тому же искренне убежденных в собственной бездарности.

Система понятий в современной русской культуре не разделяет личность и гражданина. У власти и подвластных нет раздельных пространств, в которые другая сторона не вмешивается. В современной России власть может выпороть любого, и любой в современной России прекрасно знает как управлять страной (достаточно подойти к любой точке розлива или проехаться на частном извозчике, чтобы услышать русских Джонов Локов и Александров Гамильтонов). Власть в этой системе понятий это то, что наводить порядок в инфантильной личности. Отсюда комплекс ничтожества, когда власть заняты другим (вывозом ценностей, например) и отсюда современный интерес к Сталину.
Previous post Next post
Up