Dec 05, 2007 22:57
Открытие Политического Православия
Возникновение этого феномена вызвало сильное раздражение у многих противников какой-либо церковной активности - либералов-западников, левых атеистов, иноверческого лобби, но что самое неприятное - среди некоторых из тех людей, кто считает себя православным и даже не чужд политической активности. Оказалось, что реальные интересы Православной Церкви далеко не всегда совпадают с личными представлениями этих людей о том, какими должны быть эти интересы. До сих пор Православие в нашей политике воспринималось как необязательное дополнение, своего рода эстетический гарнир к различного рода патриотическим движениям - имперским, монархическим, националистическим и т.д., но никогда как нечто самостоятельное и претендующее на субъектность. Более того, сама мысль об автономных интересах Церкви, не зависящих от интересов государства или нации, воспринималась как проявление западного "папоцезаризма" и подрывание "соборных основ" русского общества, "православия, самодержавия, народности". При этом эти же люди совершенно не боятся впасть в противоположную крайность языческого "цезаропапизма" и в своих "соборных основах" всегда отводят Православию подчиненную роль, действительно нарушая эти основы. На самом деле подлинное раздражение противников Политического Православие вызывает не столько даже претензия Церкви на политическую самостоятельность, сколько тот факт, что само православное вероучение, оказывается, отличается от их представлений о нем и действительно позволяет Церкви заявлять о своей автономии. В отличие от других околоправославных движений, Политическое Православие исходит только и только из догматического учения ортодоксального Христианства и строго отличает это учение от всего, что им не является. В этом плане Политическое Православие можно было бы назвать "фундаменталистским" движением, но это не совсем корректно.