Мониторил тут по делам своим интернет-библиотеку СМИ Паблик и наткнулся на увлекательнейшую статью в газете "Версия".
Рекомендуется к ознакомлению:
10.08.2009
Тайков Павел
Наша версия
Москва
ЧИНОВНИК С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ
Введение Фитосанитарного контроля за ввозом иномарок - отголосок аппаратной "битвы за Минсельхоз"?
На днях ФАС России возбудила дело в отношении Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы по признакам нарушения закона "О защите конкуренции". Поводом для вмешательства антимонопольной службы стало введение пресловутого фитосанитарного контроля за ввозом иномарок. Эксперты ФАС считают, что эта мера может привести к "необоснованному увеличению расходов хозяйствующих субъектов и физических лиц". В действительности дело гораздо серьёзнее. Как известно, степень влиятельности того или иного чиновника заключается в его способности "решать вопросы". Но для того, чтобы иметь возможность преодолевать те или иные проблемы, нужно вначале их создать. А если учесть, что Игорь Руденя - один из лоббистов скандального постановления - долгие годы носил погоны милицейского инспектора, история с ловлей насекомых и вовсе начинает напоминать старый анекдот про гаишника. Тот самый, в котором инспектору вместо зарплаты выдали запретительный знак и разрешили повесить его где угодно...
То, что выглядит абсурдом, часто оказывается тонким корыстным расчётом. Ещё вчера такая новость показалась бы шуткой. С подачи Россельхознадзора для предотвращения ввоза вредных насекомых каждая подержанная иномарка отныне будет проходить фитосанитарный контроль. Причём при наличии букашек техника будет задержана на 20 дней для проведения экспертизы. В словах чиновников, комментировавших нововведение, были заметны нотки глубокой личной заинтересованности. Действительно, возможность на месяц "притормозить" любую партию автотехники - вещь серьёзная. Всегда найдутся люди, которые за небольшую сумму помогут ускорить процедуру фитосанитарного контроля.
И не только. Инициатива Россельхознадзора, учитывая бурный резонанс в обществе, вполне может изменить бюрократический расклад сил в самой сельскохозяйственной отрасли. Правила аппаратной игры незамысловаты: если введение фитосанитарного контроля приведёт к нежелательным последствиям, виноватым может оказаться Минсельхоз. А значит, в результате вероятных кадровых подвижек авторы скандального закона могут получить возможность серьёзно расширить спектр своих полномочий. Такую комбинацию правильно будет назвать "подставой", по аналогии с характерным приёмом сотрудников ГИБДД. Кстати, именно из славных рядов милиции "родом" один из главных зачинщиков "охоты на букашек", директор Департамента агропромышленного комплекса правительства РФ Игорь Руденя.
Проверки на пашне
Пути чиновников неисповедимы. Биография Игоря Михайловича Рудени, как и многих его коллег, подёрнута лёгкой завесой тайны. В 80-х годах прошлого века он, по официальным данным, пошёл служить в армию, а после неё шесть лет трудился в ГУВД Москвы. Начинал, как говорится, с "низов". Профессия не из простых: ветер, грязь, пыль, дождь, нарушители. Но, как говорил один из героев фильма "Прохиндиада", есть люди, обладающие талантом дружить. Работая "на воздухе, с людьми", Руденя поразительно быстро обзавёлся обширными связями. И сменил профессию. Как нам кажется, дальнейшую карьеру милиционера определило судьбоносное знакомство с президентом федеральной контрактной корпорации "Росхлебопродукт" Леонидом Чешинским, бывшим министром хлебопродуктов РСФСР, и Сергеем Чемезовым, высокопоставленным сотрудником управделами российского президента. В 1995 году вчерашний инспектор, не имевший высшего образования, неожиданно становится генеральным директором зерновой компании. А через год Руденя возглавил концерн "Росзерно" - один из главных отечественных перекупщиков хлеба.
Поразительный даже по меркам диких 90-х карьерный рост не потребовал никаких новых профессиональных навыков. Особых знаний для этого не требовалось. По официальной версии, он окончил Московскую государственную академию пищевых производств только в 1998 году. Правда, архив этого уважаемого вуза недоступен для простых смертных, а потому проверить успехи студента Рудени сегодня не представляется возможным. В 2002-2005 годах Руденя трудится уже в правительстве России. Начав с должности директора Департамента развития агропромышленного комплекса, он за три неполных года становится статс-секретарем - заместителем министра сельского хозяйства. И, как нам кажется, метил выше, подбираясь к заветному посту министра.
Полоса препятствий
Плох тот зам, который не хочет стать "самом". Но занять, как известно, можно только пустующее кресло. А если начальник не хочет сам освободить дорогу подчинённому, есть множество способов посодействовать скорейшему завершению его карьеры. Правда, для классической "подставы" здесь годились не все приёмы. Скажем, от непродуманного обвинения в коррупции можно пострадать самому. Зато, инициировав провал важной правительственной программы, легко показать себя наиболее вероятным преемником облажавшегося руководства. Первый скандал разгорелся осенью 2006 года. Кризис при всей своей искусственности вскоре достиг федерального масштаба: внедрение Единой государственной автоматизированной системы учёта оборота этилового спирта (ЕГАИС), одним из кураторов которой был Руденя, едва не привело к обвалу алкогольного рынка России. Механика интриги была незамысловата. Система распределения акцизных марок, за которые производители и продавцы алкогольных напитков отстёгивали разным чиновникам десятки миллионов долларов, перестала работать, а водка - поступать в магазины. Результат оказался непредсказуемым.
Во-первых, по стране резко выросло количество отравлений левым спиртом - только за лето 2006 года в России было зафиксировано более 3 тыс. "избыточных" смертельных случаев. А во-вторых, непосредственный участник скандала Игорь Руденя получил выговор от вице-премьера Александра Жукова. Следующий случай для начала тонкой аппаратной игры представился только в 2008 году. В законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержался пункт о том, что для работы нового закона нужно к 1 июля 2008 года принять 25 постановлений правительства. Сам закон вступил в силу с 1 января. И хотя Росрыболовство своевременно подготовило эти постановления, их принятие в установленные сроки не состоялось. Как писала электронная газета The Moscow Post: "Руденя, вынудивший правительство нарушить федеральный закон, теперь толкает его на фальсификацию дат принятия нормативных актов. Действия Рудени поставили правительство и его председателя в чрезвычайно сложное положение: либо нужно признать, что они не выполнили нормы федерального закона, либо пойти по пути фальсификации дат выхода нормативных актов".
При этом, как ехидно отметила газета "Московская правда", "Руденя, видимо, по старой милицейской привычке (он семь лет проработал в милиции) зарезервировал 25 номеров невыпущенных нормативных актов правительства". Может быть, именно так поступают с номерами протоколов о правонарушениях коррумпированные милиционеры?
Тихим ходом, по осевой
Мир российского чиновничества имеет богатые традиции "подсиживания". К примеру, можно собирать компромат, планомерно подводя босса "под статью". А если в деятельности начальника нет никаких признаков нарушения закона, портить ему репутацию, вбрасывая в кулуарных разговорах точно отмеренные намёки. Такая стратегия работала во многих министерствах, в том числе и в Минсельхозе. Как нам кажется, в феврале 2009 года, после отставки Алексея Гордеева, Игорь Руденя получил едва ли не 100-процентный шанс получить портфель министра. Не сложилось: против его кандидатуры решительно выступил президент Дмитрий Медведев. Но главное не громкий пост, а реальные возможности. А для того чтобы замкнуть на себя финансовые потоки и административный ресурс министерства, достаточно подмять под себя несколько ключевых служб. Благо пост директора Департамента агропромышленного комплекса правительства РФ, который сегодня занимает Игорь Руденя, предоставляет его обладателю огромный административный ресурс. К примеру, "приручив" руководство Россельхозбанка, можно контролировать выдачу кредитов по нецелевым назначениям. А контроль над Росспиртпромом, Росрыболовством и Рослесхозом может превратить чиновника в министра без министерского портфеля.
Конечно, сегодня трудно предположить, что процесс превращения Минсельхоза в административную "пустышку" может закончиться успехом. Но, так или иначе, ситуация требует немедленного вмешательства высшей государственной власти. Рост протестных настроений, вызванный законом о фитосанитарном контроле за ввозом иномарок, серьёзно ослабил "вертикаль власти" в Приморье и Калининграде. Дальнейшее "раскачивание лодки" в кризис недопустимо. Да и не может великая страна позволить стратегически важной отрасли стать палочкой в руках бывшего гаишника.
***
КОММЕНТАРИЙ
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-председатель Движения автомобилистов России, почётный адвокат России:
- Более коррупционного и взяткоёмкого документа трудно себе представить. Такого ещё не знал никто. Получается, что, если даже один метр машина проехала, она подлежит фитосанитарному контролю. Я здесь вижу попытку отдельных чиновников узурпировать рычаги власти и брать взятки. Получается, что в нашем государстве сейчас, в эпоху кризиса, кто-то пытается обобрать автолюбителей. Премьер Владимир Владимирович Путин сказал, что "за счёт россиян мы дыры в бюджете латать не будем". И его слова попали на первые полосы газет. А чиновники его постулат выполняют задом наперёд, что есть форменное безобразие. Теперь нужно ждать роста протестных настроений в тех регионах, где население традиционно ввозит много иномарок. В Конституции, в части третьей статьи 55, не зря сказано, что любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. Поэтому с таким произволом чиновников нужно бороться.
КИРИЛЛ КАБАНОВ, председатель Национального антикоррупционного комитета:
- Я так понимаю, что у нас появились во время кризиса желающие подкормиться, подхарчеваться. Официально заявлено так: "Отныне Россельхознадзор наряду с таможенником будет стоять на страже российских рубежей и проверять каждый ввозимый в страну подержанный автомобиль". То есть он будет нас охранять. При этом люди, которые сейчас ввозят автомобили, говорят, что это недорого, долларов 250. Если ты отказываешься, то тебе могут найти какую-нибудь букашку, прости за выражение, какашку - всё, что угодно, всё, что прилипло к ней. И на 20 дней забрать твою машину на экспертизу. Понятно, что не чиновники покупают такие машины, б\у. А вот когда люди начинают ввозить, а им этого делать не дают, тогда это называется поддержкой отечественного производителя.