Изучая неформатные и/или маргинальные группы, объединённые вокруг некой не особо востребованной на данный момент идеологии или дискурса, несложно встретить поверхностно-снисходительное отношение к ним со стороны представителей большинства или мейнстрима. Городские, мол, сумасшедшие, что с них взять. Подход этот чреват некоторыми разочарованиями в будущем.
...Вот в начале 1990-х на Западной Украине начали складываться полуподпольные кружки, изучающие теоретическое наследие Бандеры и Донцова и готовящиеся к политической и силовой борьбе. Читают книжки, ходят в походы, разбирают автоматы из школьных оружеек. Сторонники -- микс из престарелых филологов и радикальной маргинальной молодёжи. Эдакие правые фрики-фольклористы с военно-полевым уклоном. С точки зрения какого-нибудь собирательного аппаратного януковича, -- ну кто они такие? Пыль, полтора человека. Но так сложилось, что теперь они в парламенте, их дискурс хотя бы отчасти в мейнстриме, а их кричалка "СУ-ГС" имеет шансы стать официальным приветствием украинской армии.
...Вот в уже далёком 2005 году в Донецке горстка людей основала движение "Донецкая Республика". Движение не так чтобы было популярным; людей раз-два и обчёлся, медийная значимость околонулевая. Из креативов -- общая рамочная идеология, а также флаг и герб, которые члены движения периодически показывали по разным маргинальным тусовкам. Фрики, аутсайдеры, что с них взять. Да. Только вот так получилось, что теперь существуют паспорта с этим гербом, а под чёрно-сине-красным флагом ездят танки этой самой Донецкой Республики -- никем не признанной, но обладающей армией, сопоставимой с украинской.
Подобных примеров можно было бы привести массу. Причём на один пример материализации дискурса очередной "фрик-тусовки" в некие реальные формы, пожалуй, пришлась бы сотня-другая примеров того, как всё и осталось там, где начиналось -- на кухнях, посиделках в районных библиотеках и прочих импровизированных "дискуссионных клубах". Сами по себе упражнения в области формирования дискурсов редко когда гарантируют подобную материализацию. Дело в другом: когда Большим Дядям (или там Великой Объективной Закономерности, как кому угодно) понадобится формально-символьная оболочка для некоего шага по трансформации социальной реальности, они вряд ли будут прибегать к творчеству, а, скорее, обратят свой взор на набор уже имеющихся опций, более-менее подходящих под требуемые параметры по вкусу, цвету и запаху (см. аутсорсинг). И вчерашняя маргинальная лягушка, одиноко квакающая на своём болоте, получит золотую стрелу, кожаный портфель и персонального водителя.
В общем, мораль такова. Если вы -- "городской сумасшедший", продолжайте им быть, -- завтра дело может повернуться так, что ваш так называемый "бред" окажется востребованным. Если вы смеётесь над "городскими сумасшедшими", иронизируя над их маргинальностью, то, во всяком случае, не настраивайте их конкретно против себя: а вдруг они ваше завтрашнее политическое руководство или, не приведи Господь, директор школы? Если вам не нравятся какие-то определённые "городские сумасшедшие" с их идеями, -- генерируйте противовес их дискурсу уже сейчас, чтобы не надо было придумывать его с нуля потом, когда им отдадут на откуп часть вашей окружающей действительности. Если вы -- государство, внутри которого плодятся "городские сумасшедшие", присмотритесь к ним повнимательнее: возможно, пора предпринимать идейные и/или репрессивные контрмеры, ну или предложить самым "буйным" кооптацию в существующую власть уже сейчас, пока это не сделали другие.
Оригинал взят у
rsa_4ever в
Не недооценивайте "городских сумасшедших"