Понедельник, тринадцатое.

Feb 13, 2023 17:34



В этих ваших интернетах есть популярный блогер Эль-Мюрид, в миру Анатолий Несмиян, размещающий критические, в отношении российских властей, заметки.
Стабильно негативные его оценки, в его случае, связаны не с либеральным мировоззрением, как у большинства критиков «режима» а с его психотипом и темпераментом: он меланхолик, а согласно учению древнеримского врача Аэция Амидийского, у меланхоликов превалирует «чёрная жёлчь», которая делает человека грустным и боязливым. Вот я, к примеру, сангвиник, по Аэцию «человек крови», поэтому, я человек обычно весёлый и немного легкомысленный. Но сейчас не о темпераментах и не обо мне.
Эль-Мюрид на днях отрефлексировал одну важную особенность политических систем, не придав этому значения. Но сначала приведу его текст полностью (это важно).
***

Аналог

По итогам войны с Украиной "Вагнер" Пригожина с уголовниками может занять в системе управления в России роль Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) в Иране, - пишет WSJ

Уолл-Стрит Джорнал в данном случае пишет откровенную чушь. КСИР, СС, ВЧК-ОГПУ возникли не просто так, а в силу сугубой необходимости и в крайне специфических условиях, без которых они даже появиться бы вряд ли смогли.

Когда новый идеологический режим брал под контроль старый государственный аппарат и приспосабливал его под свои идеологические установки, он был вынужден учитывать, что новые идеологические установки могут не восприниматься в рамках предыдущей структуры управления. Возникала потребность в институте комиссаров, как гражданских, так и силовых. Первые должны были управлять через администрирование, вторые - через принуждение.

При этом государство все равно существовало отдельно, идеологическая структура - отдельно. Отсюда и необходимость в вооруженном отряде партии, проникающем во все государственные структуры и в итоге создающий свое собственное параллельное государство, которое входило в определенный баланс с государством «настоящим».

В СССР пошли дальше, и прежний государственный аппарат постепенно, но в достаточно короткие сроки был полностью заменен на новые структуры, партия огосударствилась, государство полностью перешло на новую идеологию, ставшую его базой, а потому экстремальные силовые меры контроля оказались не просто не нужны, а опасны как раз потому, что параллельное государство всегда создает конкуренцию основному.

Собственно, одной из нескольких причин, по которым ВЧК-ОГПУ, а затем НКВД прошли через серию тотальных чисток, после которых НКВД стал классической государственной бюрократической структурой, как раз и была избыточность - партия стала государством, никаких иных структур, управляющих им, уже не было.

Кто не в курсе, в 1954 году КГБ окончательно стал чисто правительственной структурой, перестав иметь статус центрального органа государственного управления. Что было отражено в его названии - КГБ при Совете Министров СССР. И только при Андропове в 1978 году КГБ сумел победить в аппаратной борьбе, снова вернув себе статус центрального органа власти, убрав уточнение «при Совмине». Что, по всей видимости, и стало точкой отсчета ликвидации СССР, так как КГБ с этого момента начал претворять проект класса номенклатуры по присвоению ею национального богатства страны в частную наследуемую собственность, который окончательно победил в 1991 году. Так что и в этом смысле КГБ снова был востребован в качестве идеологической силовой структуры параллельного государства, которое вызревало внутри государственной структуры СССР. Идея этого глубинного государства была выражена в захвате собственности и изменения своего статуса.

Иначе говоря - КСИР, СС, ВЧК - это всегда инструменты некой идеологической структуры (явной или неявной). На сегодняшний день никакой идеологии в России не существует. Просто никакой. Идеология стяжательства и алчности ею не является и быть не может. Третий смертный грех, как и остальные шесть (в православии, впрочем, их всего восемь) - это не идеология. Это не образ будущего, это всегда про настоящее.

Уже поэтому ЧВК «Вагнер» даже теоретически не может стать аналогом подобных политических структур. Дивизия «Дирливангер», набранная из уголовников, была частью СС, а не наоборот. ЧВК «Вагнер» ни при каких обстоятельствах не сможет стать вооруженным отрядом чего-либо за неимением этого чего-либо.

И в этом-то и заключается ключевая ошибка авторов Уолл-Стрит Джорнал. Для невзыскательной публики такие аналогии, конечно, могут «прокатить», но под ними нет ни малейшего содержания.
Источник.
***

Оставим за скобками депрессивное мироощущение автора, и возьмём то, что автор el_murid отрефлексировал: чтобы чиновничий аппарат государства работал эффективно, необходимо наличие контролирующего и карающего органа, стоящего НАД чиновничьим аппаратом государства.

Все успехи СССР, включая индустриализацию, освоение космоса и разработку ядерного оружия, были обусловлены наличием в те времена ВЧК-НКВД, который стоял над советским чиновничеством.

Все успехи Ирана, который находится в экономической блокаде и, тем не менее, помогает России, в частности, в технологиях беспилотных летательных аппаратов, обусловлены наличием там Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), который стоит над иранским чиновничеством.

Думаете, это правило не работает на Западе, и там чиновничество не вороватое, и может работать без надзора и может работать без репрессий сверху?
Как бы не так! В Британии, например, контроль осуществляет монарх, а над монархом есть ещё и Лондонское Сити: государство в государстве.
В США чиновники контролируются не рептилоидами, как некоторые у нас в России думают, видя личностей в фартуках, а Глубинным государством. Президенту США не позволительно ни шаг влево, ни шаг вправо: охрана может проявить халатность, и не заметить подслеповатого стрелка, который одним метким выстрелом сделает в черепе президента сразу три пулевых отверстия.

У читателя может возникнуть вопрос: «почему же чиновничество не может работать добросовестно само по себе, без надзора и репрессий сверху?».

Ответ на этот вопрос лежит в сфере самой человеческой природы: почти каждому человеку (исключение составляет порядка 2% особей популяции) свойственно заботиться о потомстве, причём, делается это неосознанно, а инстинктивно.

Примеры.

Был такой сериал «Слуга Народа», ссылаться на который сейчас не очень кошерно, тем не менее, вот отрывок (внимание, ненормативная лексика!), который очень хорошо иллюстрирует мой тезис о том, что чиновничество в принципе не может работать честно и качественно, если над чиновником не стоит кто-то с окровавленным топором.

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=vQYw84toZ-I

И даже в тех случаях, когда над чиновником кто-то стоит с окровавленным топором, самый естественный человеческий инстинкт заботы о потомстве заставляет его
а) присваивать себе нетрудовые доходы;
б) пристраивать на тёплые места своих детей и детей своих родственников и друзей;
в) осуществлять круговую поруку, препятствуя выявлению и наказанию преступников в своей чиновничьей среде.

Читатель, который это прочёл, вполне может со мною не согласиться, мол, «что ж такое, как же так!!?». Но поставь этого читателя самого на какую-то начальствующую должность, как он сам начнёт делать то же самое. Потому что ну как отказать своему лучшему другу, и не пристроить в отдел его непутёвого сына или дочь?

Возьмём, к примеру, того же Эль-Мюрида, который бичует «клептократический режЫм». Поставьте его во главе, например, районного отдела полиции, и посмотрите, что станет с человеком через год. Какими он оброс связями, и каким имуществом начал владеть.

Всё дело в том, что чиновнику на высокой должности и делать-то особо ничего не нужно, система уже отлажена, и всё само идёт в руки. А отказаться от того, что само идёт в руки, означает обозначить себя «белой вороной», которая опасна для класса чиновников тем, что будет сдавать коллег.

И таки да: классовые интересы существуют. Классовые интересы чиновничества диктуют необходимость избавиться от «белой вороны», а варианты могут быть разные, начиная от банальной аварии на дороге.

И Эль-Мюрид ошибается, когда пишет, что у российского чиновничества нет идеологии.
У любого класса есть своя собственная идеология, без этого никак.
Просто эта идеология, в некоторой своей части, неприемлема для остального народа. Например, когда чиновница (директор департамента молодежной политики Свердловской области) Ольга Глацких говорила, что «Государство не просило Вас рожать!», она, тем самым, выражала не только своё личное мнение, а излагала идеологию чиновничьего класса России.

«Государство вам ничего не должно!» - это девиз не только российского чиновничества, но и чиновничества любой страны мира. Просто в некоторых странах есть Корпус стражей Исламской революции, которые за подобные слова откручивают чиновникам головы, поэтому в некоторых странах чиновники не мелят языком, но думают при этом они точно то же самое.

Понимая это, важно не удариться в крайность, и важно не запостулировать, что чиновничество это зло. Нет, чиновничество не зло, именно на российском чиновничестве, парадоксальным образом, и держится российская государственность. Просто нужно понимать, что чиновничество, по своей природе, не может обойтись без коррупции и без кумовства. Это означает всего лишь, что НАД чиновничеством нужен репрессивный контроль.

Но тут мы сталкиваемся с другими проблемами.
Во-первых, проблема юридическая: всякие «глубинные государства» противозаконны, и их члены, при определенных обстоятельствах, могут быть арестованы, осуждены, и посажены на электрический стул.
Во-вторых, сами члены «глубинного государства» подвержены риску коррупции и кумовства. Кроме того, через членов «глубинного государства» можно осуществить рейдерский захват государства (это один из эффективных методов противодействия США и Британии, который метод пока что отвергается российскими властями, а зря).

Таким образом, в аналог ВЧК или КСИР следует набирать не обычных людей, а фанатиков.
В популяции это 2% ненормальных особей, у которых инстинкт продолжения рода не работает, или работает как-то не так, как у нормальных людей. В силу этого, такие фанатики безразличны к деньгам и накоплению, и могут запросто отказаться от отца с матерью. Именно о таких людях говорил Христос: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит»; от них Он требовал отказаться от имущества: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». То есть, речь идёт о монахах или о членах ордена: они отказываются от семьи и личного имущества, и служат Богу.
В аналог ВЧК или КСИР следует набирать фанатиков, отказавшихся от семьи и личного имущества. Для этого есть тесты, детектор лжи и проверки делом.

Это были мои мысли по прочтении статьи Эль-Мюрида.
А поскольку, в отличие от него я сангвиник, человек обычно весёлый и немного легкомысленный, в завершение своей статьи ставлю юмореску Геннадия Хазанова «О привилегиях парткомитета» (1989), как иллюстрацию того, что я писал про чиновничество. Оно и в советское время было точно таким же: было таким же корыстным, было так же поражено кумовством, как сейчас.
Бороться с человеческой природой бесперспективно. Но есть спасение: горстка людей, с которыми что-то не так. Просто нужно найти таких людей, и институализировать их организацию.

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=ne0e8q2j8QQ

Читать дальше: эссе в трех частях О чести

СССР, Россия, Самурайские страсти, А чего вы хотели?!, Забор прав, Общество, Обморок, США

Previous post Next post
Up