Теперь и новая Россия готова идти по пути исторического предшественника
знаменитые Жигули ВАЗ-2101. Они были полным лицензионным аналогом итальянского Fiat 124.
ВАЗ-2101 (1970г.) - Fiat 124 (1966г.)
По соглашению советского Внешторга с компанией Fiat итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
Модель ВАЗ-2103 разработали совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.
ВАЗ-2103 (1972г.) - Fiat 125 (1967г.)
Позднее на базе ВАЗ-2103 разработали «проект 21031» впоследствии переименованный в ВАЗ-2106.
А это - Урал, развитие военного мотоцикла М-72, советского тяжёлого мотоцикла, который представлял собой полную копию немецкого BMW R 71 (BMW-750).
Его начали делать ещё до войны - сначала наши отправили на стажировку в BMW Н.П.Сердюкова (видимо, без кражи документации не обошлось), который позже стал руководителем «конструкторского бюро» по тяжёлому мотоциклостроению, затем СССР анонимно купил 5 мотоциклов в Швеции и в 1941 развернул производство «отечественного» мотоцикла под маркой М-72 на Московском мотоциклетном заводе.
Военная техника
Советский лёгкий танк Т-26 был лицензионной копией популярного экспортного британского танка Vickers Mk E.
Т-26 (1931г.) - Vickers Mk E (1930г.)
Купленный в США вместе с пакетом конструкторской документации танк М1928 Кристи после адаптации стал советским танком БТ-2.
БТ-2 (1931г.), - М1928 Кристи (1928г.)
Интересно, что легендарный советский танк Т-34 появился в результате развития идей американского конструктора Кристи и использовал его уникальную подвеску.
В области стрелкового вооружения заимствований тоже хоть отбавляй. Советский пистолет ТТ и внешне, и конструктивно очень похож на Браунинг 1903, адаптированный под патрон другого калибра.
Браунинг (1903г.) - ТТ (1933г.)
До последнего времени споры об авторстве вызывало различие в механике запирания ствола, но не так давно в коллекции Тульского оружейного завода был найден редкий образец Браунинга, с которого, похоже и был скопирован ТТ.
Ещё до войны с Финляндией, в 1934 году, у Советской армии появился пистолет-пулемёт ППД.
И всё бы ничего, но он как две капли воды похож на финский пистолет-пулемёт Суоми, выпущенный в 1931 году.
Это же можно сказать о множестве других отечественных образцов стрелкового оружия: до сих пор не утихают споры по поводу авторства автомата Калашникова и интеллектуального вклада Хуго Шмайссера в его конструкцию, а Макарова на создание ПМ очевидно «вдохновил» Вальтер PPK.
Космос
Самым ценным трофеем СССР в войне с Германией оказались ракеты Фау-2. Для изучения немецкой ракетной программы на базе трех заводов по сборке Фау-2, института «Рабе», завода двигателей «Монтания» и испытательной базы в Германии был создан так называемый институт «Нордхаузен». Гайдуков стал его директором, Королёв - главным инженером, а Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2.
С 1945 по 1947 годы советские специалисты собирали в Германии все доступные данные о производстве немецких ракет. А собирать было что: конструкторскую документацию, готовые образцы, производственное оборудование и оснастку, методики расчёта теплопередачи, расчета термодинамики и смесеобразования в камере, газодинамики истечения газов из сопла и т.д.
На то, чтобы скопировать Фау-2, у советских специалистов ушло несколько лет - сказывалась низкая культура производства и отсутствие необходимых отечественных компонентов: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в её отечественном клоне Р-1 - 32 и 21 соответственно.
Р-1 (1948г.) - Фау-2 (1942г.)
Разумеется, без добровольно-принудительной помощи немецких специалистов не обошлось. Всех, кто не попал к американцам, собрали в «Нордхаузене». В двадцатых числах октября 1946 г. немецких специалистов, работавших в производственных подразделениях института «Нордхаузен», неожиданно разбудили советские солдаты, предложили собрать необходимые вещи и вместе с семьями погрузиться в подготовленные железнодорожные вагоны для отправки в СССР.
Сначала их разместили в подмосковных санаториях в Монине, Валентиновке и на Клязьме, а затем построили на острове Городомле посреди озера Селигер, целый городок.
«Советские немцы» дали миру технические решения, ставшие сейчас классикой ракетостроения: отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Ими же были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность.
По сути, всё семейство ракет Р-7 (Восток, Восход, Союз и другие), на которых мы до сих пор летаем в космос - это глубокое развитие заложенных в ФАУ-2 решений и идей немецких специалистов.
Авиация
Накануне Второй Мировой из четырех основных авиамоторостроительных заводов СССР только на 24-м выпускались отечественные двигатели конструкции А.А.Микулина, а на остальных - лицензионные импортные.
Американские «Райт-Циклон» обозначались М-25, а их развитие М-62,63,82…, французский «Испано-Сюиза» - М-100 и его модификации М-103, 105П…, французский «Гном-Рон» - М-85, а его потомки М-87,88.
Впрочем, кое-что американцы не хотели нам продавать. Например, самый совершенный тяжёлый бомбардировщик периода 1943-1947 годов, воплотивший в себе многие технические решения - впервые реализованные в практике мирового самолётостроения - Боинг Б-29 - «Суперфортресс».
Во время боевых вылетов при проведении операции Маттерхорн несколько самолётов американских B-29 получили повреждения и приземлились на советской территории. Один B-29 разбился, три других совершили вынужденную посадку.
Для Сталина прибытие B-29 на советскую землю стало настоящим подарком. Поэтому Сталин приказал авиаконструктору Туполеву сделать точную копию B-29, болт к болту, за два года.
В целом ему это удалось, хотя многие детали в СССР так и не смогли повторить. Копию назвали Ту-4.
Кстати, первая советская атомная бомба РДС-1, сделанная по образцу американского «Толстяка» (Fat Man), была сброшена именно с Ту-4 - одна копия сбросила вторую.
Из свеженького: первый и единственный постсоветский пассажирский авиалайнер Superjet - это не совсем отечественный самолёт. Около 70% его комплектующих (за девять месяцев 2016 года 72%), включая наиболее критичные - импортные.
Авионику делает французская Thales и американская Hamilton Sundstrand. Двигатели SaM146 - PowerJet, российско-французское СП, учреждённое НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Кислородную систему, интерьер, двери - американская B/E Aerospace. Это если по-крупному. Вспомогательные энергетические установки, гидравлику, топливную систему, тормоза и прочие мелочи тоже делают из импортных комплектующих или закупают напрямую за рубежом.
Бытовая техника
Откровенно говоря, мне бы никогда и в голову не пришло, что старый бабушкин пылесос и дедушкина электробритва - копии зарубежных.
Электробритва Агидель-М, 1967г. - Philishave SC 8010, Нидерланды, 1965 г.
Этот же пылесос я видел на выставке «Советский дизайн 1950-1970». Видимо, организаторы выставки, как и я, верили, что это именно советский дизайн.
Пылесос Чайка 1963г.
На деле же оказалось, что это голландский пылесос, продававшийся под брендом Eatonia в США и Канаде, как Remoco в Великобритании и как Erres в остальных европейских странах.
Пылесос Remoco (Erres) 1939г.
Таким же неродным оказался и пылесос со звучным названием «Москва».
Пылесос Москва, 1954г. - Lewyt Model 40, США, 1947г.
Даже холодильник ЗИС-Москва, выпущенный в 1953 году, который стоял у бабушки на кухне, оказался копией американской довоенной модели.
Фотоаппараты
С фотоаппаратами в СССР не заморачивались. Почти все они - нелицензионные копии западных камер.
Зоркий-10 и его прототип - Ricoh Auto 35.
ФЭД Микрон и Konica EYE.
ФЭД Микрон 2 и снова камера Konica, но уже полнокадровая C35.
Вообще, фирму Konica в СССР полюбили какой-то странной любовью, потому её первую автофокусную камеру - Konica C35AF - скопировали на БелОМО под названием Эликон Автофокус.
Кроме того, на БелОМО пытались скопировать и оригинальнейшую компактную «дальномерку» Olympus XA, назвав копию просто Эликон.
В Киеве освоили производство камеры Киев-35, прототипом которой стал Minox 35.
Там же начали выпускать камеру Киев-Вега - точную копию (вплоть до комплектации светофильтрами) любительской японской миниатюрной камеры Minolta-16.
Камера Салют-С (усовершенствованная модель известна как Киев-88) скопирована с Hasselblad 1000F.
Бытовая электроника
Вот катушечный видеомагнитофон Электроника-501-видео 1974 года выпуска для записи чёрно-белого изображения европейского телевизонного стандарта и его звукового сопровождения от телевизионной камеры Электроника-841.
А это - видеомагнитофон Sony DV-3400 1969 года.
В 1984 году был начат крупносерийный выпуск первого советского видеомагнитофона Электроника ВМ-12 формата VHS.
Он оказался удивительно похож на японский Panasonic NV-2000, выпущенный ещё в 1975 году.
Следующая модель видеомагнитофона Электроника ВМЦ-8220 1987 года.
Оказывается, это практически точная копия видеомагнитофона Samsung VX-8220.
Детские игрушки
Популярная электронная игрушка Электроника ИМ-02 «Ну погоди!», которая производилась с 1984 года оказалась неофициальным клоном японской Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch 1981 года.
Электроника 24-01 «Микки-маус» - клоном Nintendo MC-25 «Mickey Mouse».
Электроника ИМ-03 «Тайны океана» (1987г.) - клоном Nintendo OC-22 Octopus (1981г.) и так далее.
У меня из этой серии был (и есть до сих пор) «Весёлый повар». Тоже подделка, разумеется.
В 1985 году Солнечногорский электромеханический завод выпустил игрушку под названием Электроника ИМ-11 «Луноход». Это клон электронной игрушки Big Trak - программируемой машины, разработанной и выпущенной американской компанией Milton Bradley в 1979 году.
А это очень редкая игрушка. Электроника ИМ-12 со сменными картриджами и экраном, работающим на просвет.
Она оказалась Nintendo CJ-93 Donkey-Kong JR серии Panorama Screen 1983 года выпуска.
Электроника ИМ-26 со сменными экранами в виде картриджей выпускалась с конца 1988 года. В комплекте шли две верхних (с экранами) и одна нижняя части.
Ещё в 1983 году фирма Bandai выпустила Digi Casse, откуда и была позаимствована идея сменных картриджей.
Электроника ИМ-27 «Космические приключения» 1990г. - опытная серия игры в виде бинокля, со стереоскопическим изображением.
Полностью скопирована с Planet Zeon от фирмы Tomy, выпускавшей в 1983 году целую серию подобных игр под названием TOMYTRONIC 3-D.
Электроника ИМ-46 - Калькулятор и синтезатор музыки 1994 года выпуска.
А это Casio VL-Tone (VL-1), выпускавшийся на полтора десятка лет ранее, в 1980г.
Копировали мы и технику посерьёзнее. Советский домашний компьютер Байт был аналогом ZX Spectrum, выпускаемого английской компанией Sinclair, а советский Агат - копией Apple II в безвкусном кислотном дизайне.
Мой любимый конструктор «Конструктор металлический маленький №1», (выпускался с 1969 года), оказался бледной копией британского конструктора Meccano, ушедшего в производство ещё в 1908 году.
Даже наши детские книги - и те были перепевками иностранных сказок.
Буровые платформы
В современной России практически перестали копировать чужие продукты, предпочитая не морочить себе голову производством, а покупать готовые или ограничиться «отвёрточной» сборкой. Тем не менее, болезненная тяга присвоить себе чужие лавры никуда не делась.
Среди достижений современной России «патриоты» называют самую большую в мире нефтяную платформу - «Беркут» и газпромовскую платформу «Приразломная». Названия красивые, русские, что тут скажешь.
Вот только «Беркут» построил консорциум, в который входят ExxonMobil (30%), SODECO (30%), ONGC (20%) и да - Роснефть (тоже 20%). Вся надводная часть платформы, включающая установки для бурения, закачки, накопления сырой нефти, новейшее оборудования для систем жизнеобеспечения на платформе, пожаротушения, жилые помещения для рабочих и обслуживающего персонала, грузоподъемные механизмы, вертолетную площадку и прочее, изготовлена компанией «Самсунг Хэви Индастриз» по проекту компании «Уорли Парсонс» (Австралия) на верфи в г. Окпо (Республика Корея). На «нашу» долю осталось только бетонное основание платформы, построенное на площадке Восточного порта под Находкой на Дальнем Востоке компанией… «Aker Solutions» (Норвегия), точнее - её подразделением «Акер Контрактинг Россия АС».
Примерно такая же история и «Приразломной». Её нижняя часть была заложена на Севмаше в 1995 году (почти 23 года назад!), а верхней частью стала списанная норвежская платформа «Хаттон», построенная в 1984 году (более 30 лет назад).
Эпилог
И это всё - лишь вершина айсберга. Список клонов можно продолжать чуть ли не до бесконечности. В него войдут утюги, военная техника, промышленное оборудование, электроника - львиная доля того, что мы считали своим. Такой масштаб заимствований обескураживает и даже пугает. Как пугает и железобетонная уверенность подавляющего большинства населения, что всё советское - это наше, родное, и к тому же отличное. Что мы впереди планеты всей, хотя на самом деле последние 100 лет плетёмся в арьергарде мировой технической мысли.
Но главное в этой истории другое.
Подделки и лицензионные копии всегда выпускались с опозданием. Что-то запаздывало на пару лет, что-то - на полтора десятилетия. При этом большинство советских подделок при внешней схожести с прототипом оказывались хуже оригинала. У этого было сразу несколько причин: попытки отечественных «кулибиных» удешевить производство, отсутствие необходимых материалов или производственного оборудования, а также низкая культура производства - раздолбайство, плохая подготовка специалистов, штурмовщина и прочие последствия непрофессионального менеджмента.
Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство.
Цена «входного билета» в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
Колоссальные инвестиции в исследования и производство требуют колоссальных рынков сбыта, чтобы окупиться. Даже если представить себе, что героическим напряжением сил с опозданием в несколько лет мы чудом построим целую индустрию и научимся производить аналог импортного высокотехнологичного продукта, только качеством чуть похуже, кто его купит? Запертые в экономическом гетто и нищающие россияне? Больше ведь никому впарить устаревший и некачественный продукт не удастся даже без всяких санкций. А без больших объемов производства и продаж на каждую единицу продукции лягут все издержки, сделав этот продукт буквально золотым.
Его, разумеется, можно субсидировать, пока не кончатся деньги в резервах. А они кончатся, и кончатся быстро. И тогда либо на него придётся копить деньги полжизни, либо неизбежно возникнет старый добрый советский дефицит - с пустыми полками, очередями и «блатом».
Уже сейчас без западных технологий мы даже не можем извлечь нефть из наших недр. Поэтому в XXI веке идея изоляции от мировой экономики - это опасный бред, который на практике ничем, кроме тотальной экономической катастрофы, закончиться не может. Тех, кто публично предлагает такое - нужно, как в любимом ими СССР, отправлять на принудительное лечение. А тех, кто своими действиями толкает страну на этот путь - судить, как предателей Родины.
В статье использованы иллюстрации и материалы сайтов: art-on.ru, segodnya.ua, popmech.ru, bugaga.ru, nukemall.livejournal.com, avia.pro и других. Огромное им спасибо.
Оригинал здесь
https://newizv.ru/news/tech/17-04-2018/nichego-svoego-sssr-voroval-vse-podryad-ot-oruzhiya-do-bizhuterii?fbclid=IwAR2KHYov6j9YmqX4UpRzHfV9eJwbrZzQrBNWBAGwwBDiNi_VdWQL5e1aggc&utm_campaign=communities_1mi&utm_source=facebook.com