История одной карикатуры. Скандал в коммуналке

Nov 25, 2019 09:10

Антикоммунисты любят проклинать «ужасы советских коммуналок». Не желая замечать, что коммуналки были большим шагом вперёд по сравнению с сырыми и тёмными подвалами, в которых ютились рабочие до революции. В общем, коммуналки - это типичный пример действия диалектического закона отрицания отрицания: то, что во времена Чернышевского казалось светлым будущим, во времена Брежнева уже выглядело тёмным прошлым.
Ну, а как смотрели на коммуналки в 20-е и 30-е годы, когда эта форма жилья была в городах едва ли не преобладающей? Довольно критически...
В 1927 году на обложке журнала «Крокодил» была опубликована карикатура художника Константина Ротова (1902-1959) «Будни общежития. Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса». Картинка стала без преувеличения исторической. Вот она:



Сейчас этот многофигурный, в типичном духе Ротова, рисунок покажется, возможно, не очень интересным, но тогда он поражал читателей своей жизненностью, попадал, что называется, не в бровь, а в глаз. Хотя Ротов нарисовал в своей жизни очень много карикатур, проиллюстрировал немало книг (среди которых «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Золотой телёнок»), но ни один из его рисунков не достиг такой степени славы и известности, как этот.
В 1934 году К. Ротов решил повторить свою самую удачную находку в новой карикатуре:



"Фауна уходящего мещанства. Недоразумение на коммунальной кухне, или широкая дискуссия о пропаже подливки. Зарисовано с натуры худ. К Ротовым, на ответственности которого и лежат детали изображаемого им события. Темой для рассказов и фельетоно служить не может, так как использовано за 17 лет революции до отказа..."

Позднее, в 1940 году, Ротов был арестован. Реальной виной художника было его давнее сотрудничество в белой антисоветской печати.
- Между прочим, в лагере, - рассказывал Константин Павлович, - я узнал, как я знаменит. Ко мне подходили товарищи по несчастью и спрашивали, не тот ли я Ротов, который нарисовал «скандал на кухне».
И через 8 лет, когда он вышел на свободу, его картинку про общую кухню ещё не забыли. Художник Юрий Черепанов вспоминал свою первую встречу с Ротовым в середине 50-х: «Неужто я увижу самого автора знаменитой карикатуры «Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения иголки дпя прочистки примуса», - думал я, направляясь к большому угловому серому дому, что на Тверской улице».
Такая вот жизненная карикатура, запечатлевшая в своём гротескном отражении, как и соответствующие рассказы Михаила Зощенко, значительный пласт советского быта. Хорош он был или плох? Повторю: в сравнении с бытом дореволюционных времён он был огромным шагом вперёд, а по сравнению с отдельными квартирами в хрущёвских «Черёмушках» выглядел не очень привлекательно. Но ведь и сами «Черёмушки» к середине 70-х вызывали уже недовольство и критику в обществе (вспомним мультипликационную заставку к фильму «Ирония судьбы»)...

Р.S. Раз пришлось упомянуть об уголовном деле К. Ротова, то вот что писал о его подоплеке сам художник: «В 1918 году на Дону власть была захвачена белыми. Я мечтал учиться. В то время ряд крупнейших русских художников, перед которыми я преклонялся (некоторые теперь имеют большие правительственные награды), работали в Осваге. Совершенно не отдавая себе отчёта и даже не осознавая, что представляет собой это учреждение, понёс показывать свои работы... В то время большевиков я не представлял иначе как с ножом в зубах. Я искренне верил тому, что печаталось в белых газетах (других газет не было). Находясь в таком окружении, думал, что большевики могут только разрушать жизнь, а мне хотелось учиться, быть художником, работать. В то время я рисовал карикатуры на советскую власть, печатавшиеся в «Донской волне»...»
Впрочем, как верно заметил Ротов, с антисоветской печатью активно сотрудничали и другие будущие знаменитые советские художники. Например, Виктор Дени на своих карикатурах изображал Ленина в виде Иуды Искариота с 30 серебренниками от германского генштаба, Борис Ефимов, по его собственному рассказу, рисовал карикатуры на Ленина в белой киевской печати, один из отцов соцреализма Борис Иогансон и вовсе был офицером белой армии... И Ротов оказался скорее исключением, в том смысле, что ему пришлось за сотрудничество с белыми отбыть срок. В 50-е годы он был реабилитирован.



К. Ротов

СССР, История

Previous post Next post
Up