Терзаюсь сомнениями

Oct 04, 2007 13:37


Как вы понимаете Ницшевское ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?
В "По ту сторону добра и зла" есть момент, где Ницше утверждает что пессимизм продуманный до конца приводит к мысли о вечном возвращении. Как бы это прояснить?
Спасибо.

Leave a comment

rechi_k_bogu October 4 2007, 18:54:46 UTC
Такая например гипотеза. Пессимизм происходит от бессмысленности жизни, которая в свою очередь происходит от преходящести всего, смерти всего. И вот чтобы преодолеть пессимизм, т.е. перейти от него к оптимизму, к радости - необходимо вернуть смысл. А как его вернуть? Хороший способ - как раз "вечное возвращение". Ведь если всё вечно возвращается, то тем самым всё обретает смысл, всё становится вечным, навека. Как-то так. Достоевский в "Братьях Карамазовых" кажется предвосхитил эту ницшевскую мысль, загляните вот сюда:
http://rechi-k-bogu.livejournal.com/63593.html

Reply

bodhi26 October 5 2007, 09:50:37 UTC
Мне так представляется, что можно говорить как о побудительном мотиве не о поисках смысла, а об исконно присущей человеку вере (предчувствовании?) в возможность вечного возрождения. Это предчувствование,думается, и является, например, сутью даосизма, так называемых "мистических" культов, да и христианства тоже!

Reply

rechi_k_bogu October 5 2007, 17:31:56 UTC
Не вижу особой разницы между "предчувствованием" и смыслом. Смысл-то ведь имеется в виду объективный, можно его и предчувствовать. Предчувствуется-то тоже ведь смысл, а не что-то ещё.

Reply

v_i_n October 5 2007, 15:19:05 UTC
Осторожней! М.М. Бахтин первым предложил не путать мысли Ф.М. Достоевского (едва ли не любимого писателя Ф. Ницше) с мыслями его героев! :)
В приведённом вами диалоге Ивану - 23 года, он, студент-филомоф, только в поиске путей разрешения "вопросов", а с его собеседника, и подавно, взятки гладки... :)

Reply

rechi_k_bogu October 5 2007, 17:27:46 UTC
> М.М. Бахтин первым предложил не путать мысли Ф.М. Достоевского (едва ли не любимого писателя Ф. Ницше) с мыслями его героев! :)

Тут два момента:
1. Не стоит так же и торопиться отчуждать мысли ФМД от мыслей его героев.
2. Как бы там ни было, чьими бы мыслями эти мысли ни были, но они есть, они заявлены, и дальше остаётся лишь с ними работать, т.е. примерять их на себя и рассматривать их вне зависимости от их автора.

Reply

v_i_n October 7 2007, 12:09:35 UTC
1. Возможно, что за три с хвостом десятка лет я немного этому научилась.... :)
2. + 1 :))

Reply


Leave a comment

Up