Feb 02, 2007 15:47
Мы живём в интересное время. В эпоху информационного общества (Белл, Тоффлер, Маклюен) и третьего колоссального сдвига в устройстве общества: краха капитализма.
В капитализме основным ресурсом было производство, теперь - потребление (А. Барт, "Нетокаратия"). Элита общества определяется теперь не доступом к средствам производства, а обладанием сегментом потребительского рынка.
В связи с этим произошла полная трансформация общественных институтов. Наибольший интерес вызывает трансформация медиа пространства. Телевидение практически утратило эвристическую и познавательную функцию - за исключением некоммерческих каналов - и полностью встало на служение рекламе. Его задача теперь - сохранять и увеличивать рейтинг просмотра посредством развлекательных программ (сериалы, ток-шоу, юмористические передачи, детективные сюжеты) с целью формирования аудитории потенциальных потребителей. Стоимость минуты рекламного времени пропорционально рейтингу телепрограммы (www.acvi.ru).
Опасность такой трансформации медиа пространства заключается в том, что реальные чувства и переживания человека заменяются псевдо-переживаниями, транслируемыми и внушаемыми через рекламу (архетип счастливой семьи, архетип победителя, архетип заботливой хозяйки, архетип бунтаря и т.д.). Таким образом человек отчуждается от своей природы подменой истиных переживаний виртуальными (Ги Дебор "Общество спектакля").
Всё это постепенно формирует новое устройство общества и новый низший социальный класс - consumer proletariat, или консьюмтариат (А. Барт, "Нетократия") - класс потребителей. В связи со сказанным выше становится понятно, что его формируют с помощью масс медиа. Причём класс потребителей включает в себя как людей мало обеспеченных (эконом класс), так и людей обеспеченных (премиум класс). Привет розовым девачкам rich and beautyful - вы самый сок консьюмтариата.
Но есть другая опасность. Это попытка выхода из сложившейся парадигмы посредством каких-либо теорий. Будь то учение Кастанеды, какая-либо религиозная система, научная или псевдонаучная теория, философское или политическое направление, идеология какой-либо субкультуры или контркультуры. Человеку необходима теория чтобы держаться на плаву в бушующем океане информации, она - спасательный жилет и фильтр, через который человек видит мир. Некоторые люди держаться за выбранную теорию очень агрессивно.
В тоталитарных системах в этом смысле всё было проще. Была всего одна идеология, был один фильтр информации, и людям не приходилось совершать долгий мучительный выбор, а значит - не приходилось страдать за неверно выбранную систему мышления. Ведь эти муки - самые страшные, способные ввести человека в глубочайшую депрессию: представьте, что в середине жизни человек осознал бы, что его система мышления - заблуждение.
Вообще, любая теория - это всего лишь МОДЕЛЬ мира, КОНСТРУКТ (Мишель Фуко, "Слова и вещи"), зачастую неправдоподобный и перекошенный... Этого люди часто не понимают, и принимают какую-либо теорию за абсолютные знания.
Так вот, к чему я собственно веду. Веду я к рассказу о своей жизненной позиции. И своего ИДЕАЛЬНОГО ТИПА. Вот краткое его описание:
1. Склонность к СОЦИАЛЬНОЙ ИГРЕ
Человек должен быть СВОБОДНЫМ от каких-либо стереотипных СИСТЕМ МЫШЛЕНИЯ (М. Вебер: свобода от оценок). Это не зачет, что он должен полностью их отвергать. Он должен уметь надевать их как маски и ИГРАТЬ эти роли. (по К. Станиславскому: роль - это переживание актёром предлагаемых обстоятельств). Для того чтобы понимать и примерять различные ценностные теории, человек должен в совершенстве владеть СИСТЕМНЫМ МЫШЛЕНИЕМ. Человек должен в совершенстве управлять потоками информации через своё сознание.
2. Предпочтение ИНТУИТИВНО-ЧУВСТВЕННОГО логическому.
В эпоху информационного общества информации становится настолько много, что постоянное её потребление может привести к психическим расстройствам (Тоффлер, "Шок будущего"). Поэтому интуитивное ПЕРЕЖИВАНИЕ и положительные ЭМОЦИИ становятся важнее для человека, чем логическое копание в информации. Привет эмокидам - вы идёте в правильном направлении.
3. Преобладание неформальных связей над формальными.
Капитал перестаёт играть доминирующие место в экономике, открывая дорогу обмену доступом к сетевым ресурсам (капитализм : деньги - товар - деньги, нетократия: связи - товар - деньги). Поэтому официальные структуры и вертикальная коммуникация уступает место неофициальным связям и горизонтальной коммуникации в процессе создания товара, неговоря уже о неэкономической сфере.