Картезий, Кант и рефлексия

Dec 13, 2006 13:08



Тезисно декартовская постановка проблемы может быть сформулирована таким образом:
5. Картезианская рефлексия
1) Предметная сфера картезианской рефлексии
1. Понятие сознания (conscientia)
2. Ego cogito, ergo sum; Sum res cogitans
3. Интеллектуальная интуиция
2) Онтологический статус предметной сферы картезианской рефлексии.
1. Индивидуальное «Я» и «сознание вообще»
2. Я как факт и Я как принцип
3) Гносеологический статус картезианской рефлексии.
1. Самоясность и самосознание.
2. Статус самопознания.
Или, суммируя в виде таблицы:

Онтологические проблемы

Онтологический статус предметной сферы рефлексии

Индивидуальное сознание

Мышление и сознание вообще

Индивидуальное/универсальное

- // -

Онтологический статус Ego

Эмпирический факт

Теоретический принцип

Факт/принцип

Гносеологические проблемы

Я думаю, есмь вещь мыслящая - вид познания

Интуитивное самопознание

Тематизация сознания посредством идеи

Не-рефлексивное/рефлексивное

- // -

Гносеологический статус рефлексии

Самоощущение

Самопознание умом

Сенсибильное/интеллигибельное

Но вот приходит Кант. Редукция картезианской проблемы, сделанная Кантом, гласит: к трансцендентальной рефлексии относятся не онтологические или гносеологические альтернативы. Канта интересуют те условия, при которых мы можем считать знаки предметов самими предметами. Т.о. - трансцендентальная рефлексия не познание, а тематизация.
Негативно трансцендентальная рефлексия порождает 4 вопроса:
1) Каким образом возможно описание трансцендентальной рефлексии в качестве деятельности, не являющейся познанием вещей?
2) Как можно понять ситуацию, при которой трансцендентальная рефлексия обусловливает познание предметов?
3) Как мы можем одновременно не тематизировать как познакние предметов в транс. рефлексии?
4) Как возможно окончание результата транс. рефлексии, если она есть самопросвещение индивида?
Previous post Next post
Up