Jun 13, 2021 15:26
В англоязычных странах говорят о возникновении
«knowledge economy» и «knowledge society», в немец-
коязычных - о «Wissensgesellschaft», а у французских
авторов мы встречаем «capitalisme cognitif» и «société
de la connaissance». Уже Маркс считал, что знания
(knowledge) должны стать «крупнейшей производи-
тельной силой» и важнейшим источником богатства.
«Труд в его непосредственной форме», измеримый и
оцениваемый количественно, должен перестать быть
мерой созданного богатства1. Богатство должно зави-
сеть в меньшей степени от «рабочего времени и коли-
чества затраченного труда» и в большей - от «обще-
го состояния науки и прогресса технологии» (с. 592).
«Непосредственный труд и его количество [исчезают]
как определяющий принцип производства», превраща-
ясь все больше в «хотя и необходимый, но подчинен-
ный момент по сравнению с общим научным трудом»
(с. 587). «Процесс производства» уже нельзя понимать
как «процесс труда».
Здесь любопытна расплывчатость марксовой тер-
минологии. То он говорит об «общем состоянии
науки», то об «общем социальном знании knowledge»
(с. 594), то об общем интеллекте (general intellect), то
об «общих способностях человеческого мозга», то о
«художественном, научном и прочем образовании
индивида» (с. 593), вызванном «увеличением сво-
бодного времени», каковое образование влияет «на
производительность труда». Появление свободного
времени «для полного развития индивида» может
«рассматриваться с точки зрения непосредственного
процесса производства как производство постоян-
ного капитала (capital fixe). Постоянным капиталом
является в этом случае сам человек (capital fixe being
man himself)» (с. 599). Идея «человеческого капита-
ла» обнаруживается, таким образом, уже в рукописях
1857-1858 гг.
1 Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie.
Berlin/DDR: Dietz, 1953. S. 593. (Далее цитаты и указанные в
тексте номера страниц приводятся по этому изданию.)
Андре Горц. Нематериальное