..."капиталистическое производство порождает с
необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание
[NB: коммунизм в данном случае понимается Марксом не как
действие политической партии, а как именно «естественный
процесс]. Это - отрицание отрицания. Оно
восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную
собственность [выделено
(
Read more... )
Завершённое политическое государство является по своей сущности родовой жизнью человека, в противоположность его материальной жизни. Все предпосылки этой эгоистической жизни продолжают существовать вне государственной сферы, в гражданском обществе, в качестве именно свойств гражданского общества. Там, где политическое государство достигло своей действительно развитой формы, человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведёт двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признаёт себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вот, например, _обогатить свою память всеми богатствами, которые выработало человечество_ (суть _становления коммунистом_, по Ленину), - как отделить замшелое от ценностно значимого, имеющего непреходящую ценность? Очевидно, не так, что всё обретающееся до Нового времени маркируется как "замшелое", ибо это просто идиотизм. Как тогда?... С позиций классового подхода, то есть, всё то в прошлом культурно-историческом опыте, что соответствует классовым интересам, можно признать ценностно значимым для настоящего в перспективе будущего?... Но, вообще-то, недопустимо превозносить интересы над ценностями, ибо это путь всё к тому же анти-историческому нигилизму или всё то ж к идиотизму, - что собственно и произошло, когда перестроечный "процесс пошел". Ну, так, и где мерило отделения зёрен ценностно значимого от плевел замшелости в прошлом?...
Суть этого вопроса заключается в том, что, если есть некая объективно-историческая необходимость, то должна быть и объективно-историческая возможность, которая усматривается на фоне этой необходимости - как определенные смыслы (на основе чего, собственно, происходит переосмысление идеалов). Но таковые смыслы-возможности могут усматриваться тогда и если, когда и если происходит соотнесение с _царством ценностей_. В противном случае, никакого прорыва _из царства необходимости в царство свободы_ не происходит.
Не понимать этого, значит, пребывать в полной невменяемости относительно уроков преподносимых Историей.
Reply
Reply
А что касается "несть ни классовых интересов, ни субъективных предпочтений", - субъектные основания общественно-исторического процесса есть или нет?... То есть человек, как субъект-реализатор культуро-творческих потенциалов, есть или нет?... То есть, вот, субъект, как собственно тот, кто усматривает объективно-исторически преднаходимые смыслы-возможности на фоне объективно-исторической необходимости...
Reply
Reply
Личность - это не только тип, это, прежде всего, субъект, взыскующий смысла. Разумеется, взыскующий из той исторической эпохи, в которой находится.
А личность переделывает мир или наоборот - это бессмысленная схоластика.
Reply
Reply
Вот это как раз в ключе _ницшеанского нигилизма: _переоценка всех ценностей_ с позиций _воли к власти_, воспроизводящей _вечное возвращение того же самого_.
Далее.
Объективно-исторические процессы либо стихийные, и тогда у них нет своей внутренней логики; либо это процессы, может внешне и представляющиеся "стихийными", но имеющие эту логику, которая проявляется в конкретных ситуациях в виде конкретных смыслов-возможностей.
Маркс не говорил о том, философы создают классы.
Ещё раз:
- есть объективно-историческая необходимость (по которой, помимо прочего, общество начинает структурироваться классово);
- есть смыслы-возможности, которые объективно-исторически обнаруживаются на фоне объективно-исторической необходимости - как нечто решающее в ответах на вызовы объективно-исторической действительности;
- и есть субъект, постигающий эту необходимость, обнаруживающий эти решающие смыслы-возможности и действующий, реализуя их и тем самым проявляя свою родовую сущность _в действительности - как ансамбль общественных отношений_.
Reply
Насчет стихийности - это конечно же про внешнее, субъективное восприятие. Любой процесс подчиняется законам природы, но в этом процессе столько факторов, что он условно считается стихийным. И не только философски - при исследовании таких процессов например применяются статистические методы, как в изучении тех же рынков капитализма. Составит уравнение и учесть все факторы нереально. Поэтому берут статистику и по показателям (тем же биржевым индексам) статистически путем систематических наблюдений, делают анализ "стихийных" процессов.
Reply
Leave a comment