коммунизм

Oct 14, 2018 21:13



..."капиталистическое производство порождает с

необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание

[NB: коммунизм в данном случае понимается Марксом не как

действие политической партии, а как именно «естественный

процесс]. Это - отрицание отрицания. Оно

восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную

собственность [выделено ( Read more... )

капитализм, мышление

Leave a comment

arhipolemos October 15 2018, 08:21:41 UTC
Даже применительно к буржуазному обществу, у Маркса представление о государстве гораздо сложнее, нежели представление о нём только как об "инструменте насилия". Например - в работе "К еврейскому вопросу", где _политическое государство_, как сущностно благое в общественном бытии человека, противопоставляется _гражданскому обществу_, как обители "эгоистической жизни".
Завершённое политическое государство является по своей сущности родовой жизнью человека, в противоположность его материальной жизни. Все предпосылки этой эгоистической жизни продолжают существовать вне государственной сферы, в гражданском обществе, в качестве именно свойств гражданского общества. Там, где политическое государство достигло своей действительно развитой формы, человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведёт двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признаёт себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 10:05:59 UTC
тут Маркс пытается вывести сущность классовой борьбы в обществе как борьбы с эксплуататорским государством)

Reply

arhipolemos October 15 2018, 10:23:21 UTC
Нет, точнее, тут не о борьбе классов в обществе, а о борьбе внутри человека, происходящей внутри представителей всех классов. Это борьба между существом общественным, черпающим эту самую общественность в сопричастности родовой сущности человека, как цели общественно-исторического развития, - и индивидом, превозносящим материальный эгоистический интерес выше общественного, а родовую сущность превращающим в средство своего существования.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 10:30:45 UTC
а вот с целью общественно-исторического развития не все так просто, тут Маркс снова повторяет господствующие представления своего века. Ныне от этой парадигмы отказались хотя бы в силу того, что нет объекта целеполагания - отдельный индивид в таких временных масштабах перед собой целей не ставит. А общество - просто не обладает аналитическими способностями.

Reply

arhipolemos October 15 2018, 10:37:16 UTC
Это не парадигмальное, но то, что должно преемствоваться в поколениях, для того чтобы коммунистический проект действительно реализовывался. А отказались от этих представлений выродки и предатели, в которых _материальный эгоистический интерес индивида_ победил _существо общественное, черпающее эту самую общественность в сопричастности родовой сущности человека_.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 10:41:28 UTC
смена поколений и подразумевает отрицание ценностей предыдущего, это центральный тезис и социологии и даже литературы (см. того же Тургенева, "Отцы и дети"). И иначе и быть не может - подвергая критике поколение отцов, молодежь переосмысливает их идеалы и оставляет только лучшее сдавая на свалку истории ставшее неактуальным. Да. это предательство, но иначе не было бы и общественного прогресса, не возникали бы новые формации, не было бы и самого марксизма с его критикой как буржуазной идеологии и устройства общества так и утопистов.

Reply

arhipolemos October 15 2018, 10:50:27 UTC
Это - опять-таки, про парадигмальное. Переосмысление идеалов - да, именно для формирования новой мировоззренческой парадигмы. Но ценности суть парадигмо-образующее. Либо они, воспроизводятся в восходящем движении к целям общественно-исторического развития, становясь основой новых мировоззренческих парадигм в ключе переосмысления идеалов; либо это - ницшеанский нигилизм с _переоценкой всех ценностей_ с позиций _воли к власти_, воспроизводящей _вечное возвращение того же самого_.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 10:53:40 UTC
в каком объеме будут пересмотрены ценности - зависит от степени кризиса общества. Тот же нигилизм был необходим для преодоления сопротивления старой, замшелой системы ценностей позднего феодализма, которая еще оставалась в буржуазном обществе. Да, пришлось выкинуть почти все, но это объективно-историческая необходимость.

Reply

arhipolemos October 15 2018, 11:35:08 UTC
Вы меня не слышите.
Вот, например, _обогатить свою память всеми богатствами, которые выработало человечество_ (суть _становления коммунистом_, по Ленину), - как отделить замшелое от ценностно значимого, имеющего непреходящую ценность? Очевидно, не так, что всё обретающееся до Нового времени маркируется как "замшелое", ибо это просто идиотизм. Как тогда?... С позиций классового подхода, то есть, всё то в прошлом культурно-историческом опыте, что соответствует классовым интересам, можно признать ценностно значимым для настоящего в перспективе будущего?... Но, вообще-то, недопустимо превозносить интересы над ценностями, ибо это путь всё к тому же анти-историческому нигилизму или всё то ж к идиотизму, - что собственно и произошло, когда перестроечный "процесс пошел". Ну, так, и где мерило отделения зёрен ценностно значимого от плевел замшелости в прошлом?...
Суть этого вопроса заключается в том, что, если есть некая объективно-историческая необходимость, то должна быть и объективно-историческая возможность, которая усматривается на фоне этой необходимости - как определенные смыслы (на основе чего, собственно, происходит переосмысление идеалов). Но таковые смыслы-возможности могут усматриваться тогда и если, когда и если происходит соотнесение с _царством ценностей_. В противном случае, никакого прорыва _из царства необходимости в царство свободы_ не происходит.
Не понимать этого, значит, пребывать в полной невменяемости относительно уроков преподносимых Историей.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 11:40:08 UTC
слышу и понимаю о чем вы, но все эти процессы как раз и носят объективно-исторический характер, нет никаких ни классовых интересов ни субъективных предпочтений. Отмирает только то, что отжило свое. А при ошибке в оценке (субъективной ошибке, вроде вот этих разглагольствований о "классах" и их интересах" возникает противодействие со стороны ликвидируемых механизмов. Простой пример: большевики после прихода к власти пытались ликвидировать институт семьи. Но не смогли. Почему, надеюсь, понятно. Не помогли ни классовые подходы ни авторитет Ленина - ничего. Семья осталась!

Reply

arhipolemos October 15 2018, 13:40:47 UTC
То, что ликвидация института семьи не прошла, как раз подтверждает мой тезис о ценностях как мета- и транс-парадигмальном начале.
А что касается "несть ни классовых интересов, ни субъективных предпочтений", - субъектные основания общественно-исторического процесса есть или нет?... То есть человек, как субъект-реализатор культуро-творческих потенциалов, есть или нет?... То есть, вот, субъект, как собственно тот, кто усматривает объективно-исторически преднаходимые смыслы-возможности на фоне объективно-исторической необходимости...

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 13:46:20 UTC
нет конечно, все субъективное - это иллюзия, кривое зеркало объективной реальности. У того же Маркса роль личности в истории в этом и состоит - не личность приходит и переделывает мир, а наоборот. В каждый конкретный исторический момент объективно востребованы личности определенного типа. На конкретном примере - Буонапарте при старом порядке - поручик, а после Революции - уже генерал. Ну а после термидора и вовсе...То есть не бывает лениных в XXI веке как не бывает эйнштейнов в средневековье.

Reply

arhipolemos October 15 2018, 14:02:30 UTC
НЕ субъективное, НО субъектное.
Личность - это не только тип, это, прежде всего, субъект, взыскующий смысла. Разумеется, взыскующий из той исторической эпохи, в которой находится.
А личность переделывает мир или наоборот - это бессмысленная схоластика.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 14:09:34 UTC
это уже какой-то антропный принцип) есть наблюдатель или нет его, способен он осмыслить происходящее или нет - ветре все равно будет дуть, вулканы извергаться, исторический процесс точно так же приведет к революциям. Маркс так же родится и напишет "Капитал". И снова в нем ошибется в том главном тезисе, что наблюдатель (философ) способен изменить мир. Помните же: "Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его". Изменил?) Что-то пошло не так. Но что?) Это же очевидно - неверен Главный тезис Маркса - о возможности философов влиять на изменение мира, ускорять или тормозить исторические процессы, создавать классы и устраивать революции. Это стихийные процессы, которые развиваются по своей внутренней, объективно-исторической логике, отбрасывают ложно-наивные схемы и нарезают общества по определенным лекалам.

Reply

arhipolemos October 15 2018, 14:31:41 UTC
==... исторический процесс точно так же приведет к революциям. Маркс так же родится и напишет "Капитал". И снова в нем ошибется ...==

Вот это как раз в ключе _ницшеанского нигилизма: _переоценка всех ценностей_ с позиций _воли к власти_, воспроизводящей _вечное возвращение того же самого_.
Далее.

Объективно-исторические процессы либо стихийные, и тогда у них нет своей внутренней логики; либо это процессы, может внешне и представляющиеся "стихийными", но имеющие эту логику, которая проявляется в конкретных ситуациях в виде конкретных смыслов-возможностей.

Маркс не говорил о том, философы создают классы.

Ещё раз:
- есть объективно-историческая необходимость (по которой, помимо прочего, общество начинает структурироваться классово);
- есть смыслы-возможности, которые объективно-исторически обнаруживаются на фоне объективно-исторической необходимости - как нечто решающее в ответах на вызовы объективно-исторической действительности;
- и есть субъект, постигающий эту необходимость, обнаруживающий эти решающие смыслы-возможности и действующий, реализуя их и тем самым проявляя свою родовую сущность _в действительности - как ансамбль общественных отношений_.

Reply

pyka_npu3paka October 15 2018, 14:36:28 UTC
субъект не обязателен. Ну не нужен он историческом процессу.

Насчет стихийности - это конечно же про внешнее, субъективное восприятие. Любой процесс подчиняется законам природы, но в этом процессе столько факторов, что он условно считается стихийным. И не только философски - при исследовании таких процессов например применяются статистические методы, как в изучении тех же рынков капитализма. Составит уравнение и учесть все факторы нереально. Поэтому берут статистику и по показателям (тем же биржевым индексам) статистически путем систематических наблюдений, делают анализ "стихийных" процессов.

Reply


Leave a comment

Up