"Может быть, сейчас время пополемизировать с Фрейдом. Он ставит философию не очень-то высоко. Присущее естественнику чувство точности вряд ли позволяет ему считать ее наукой. Он упрекает ее в том, что она мнит себя способной дать связную, без пробелов, картину мира, преувеличивает познавательную ценность логических операций, верит, пожалуй, даже в
(
Read more... )
Таков вообще парадокс гуманитарных наук, посредством которых человек изучает сам себя: в силу невозможности полностью опредметить себя и человеческое в себе гуманитарий дополняет всякий акт самописания актом творческого самовыражения.
Гуманитарные науки строятся вокруг этого парадокса: они изучают самого изучающего, они именуют именующего, и именно поэтому в их центре находится разрыв самого научного дискурса, слепое пятно, в которое попадает обращенный на себя взгляд. Это "размытое пятно" и есть лиризм гуманитарного самопознания, который в философии выражен сильнее, чем, скажем, в лингвистике, поскольку философия все время вынуждена обосновывать самое себя, компенсировать собственную "беспредметность".
Непостижимость человека для себя, несводимость к себе образует лирическую трещину в основании гуманитарных наук. Именнно то, что делает возможными гуманитарные науки - человеческая способность самосознания и самоописания - ставит под сомнение их научность. Взаимобратимость субъекта и объекта придает всему проекту гуманитарных наук шаткость, колебательность, подрывает их объективно-научные основания.
Вместе с тем неспособность гуманистики полностью опредметить свой ускользающий субъект-объект - обратная сторона ее конструктивной задачи: строить новые знаки, понятия, образы человека. Только так может быть разрешен парадокс самореференции: снимать свое знание о себе в бытийном росте самого познающего. Человековедение неотделимо от человекотворчества. Субъект человековедения потому и не может быть полностью объективирован, что находится в процессе становления, и каждый акт его теоретического самоописания есть и лирическое событие его самопостроения”.
М.Н. Эпштейн
Reply
Reply
Reply
Leave a comment