Фрёйдъ, побѣдный ротъ

May 08, 2016 13:59

Оригинал взят у kirillovec в Фрёйдъ, побѣдный ротъ
Оригиналъ взятъ у rovego въ Наркоман и шарлатан Фрейд был очень плохим человеком

160 годамъ со дня рожденiя посвящается

Теорія пансэксуализма - главное достиженіе "вѣнскаго шарлатана", какъ называлъ доктора Фрёйда Владиміръ Набоковъ. Многіе, впрочемъ, ставятъ ему въ заслугу созданіе психоанализа и то, что онъ былъ учителемъ Юнга, вотъ только паціенты ходятъ къ психоаналитикамъ годами, нѣкоторые всю жизнь - безъ какого-либо видимаго результата. И такихъ большинство. Успѣха въ лѣченіи своихъ проблемъ они добиваются только съ помощью психіатровъ и спеціальныхъ препаратовъ. "Но это же больные люди!" - воскликнетъ кто-то. Стало быть, къ психоаналитику ходятъ здоровые? Но зачѣмъ? Чтобы отнести ему излишекъ матеріальныхъ средствъ? Это и есть поводъ назвать Фрёйда шарлатаномъ. Всякій, кто внимательно читалъ его труды, осознаетъ, сколько тамъ обыкновеннаго вымысла, не имѣющаго ничего общаго даже съ простой логикой. Что такое, къ примѣру, психологія сновидѣній? Домыслы, и только.



Къ тому же, Фрейдъ былъ отвратительнымъ человѣкомъ, что подтверждается фактами.

Хорошо извѣстно, что великій психоаналитикъ былъ любителемъ сигаръ и на нѣсколько удивленные нѣмые вопросы по поводу его взаимоотношеній съ удлиненнымъ продолговатымъ предметомъ, отвѣчалъ, что «иногда сигара - это просто сигара» (въ связи съ этимъ умѣстно вспомнить, что его имя съ нѣмецкаго переводится, какъ «побѣдный ротъ»). Такъ-то оно такъ, но тутъ можно вспомнить и интересъ маэстро къ удлиненнымъ предметамъ еще въ пору его изслѣдованій гонадъ у очень даже продолговатыхъ угрей, и недвусмысленно эротичныя античныя (тоже, какъ правило, продолговатыя) статуэтки, коихъ Зигмундъ Фрейдъ былъ завзятымъ любителемъ и коллекціонеромъ, и его ближайшее окруженіе, въ которомъ практически не было женщинъ (только уже спустя много летъ здѣсь появилась Анна Фрейдъ, дочь ученаго). Не случайно одна изъ статей неофрейдистского толка называлась: «Почему Фрейдъ хихикалъ, когда въ комнату входила женщина?» Очень двусмысленно въ этомъ контекстѣ выглядитъ и обморокъ Фрейда, вызванный его конфликтомъ съ К.Г.Юнгомъ.

Книги Фрейда стали увлекательнымъ чтеніемъ, и, быть можетъ впервые, формально медицинская научная литература оказалась моднымъ чтивомъ, даже эротической литературой. Зигмунда Фрейда читали тѣ самыя дамочки, живущія въ богатыхъ кварталахъ Вѣны, которыя затѣмъ и составили основной корпусъ его кліентуры. Онѣ получили возможность легально говорить о сексуальности, инцесте, соотвѣтствующихъ ощущеніяхъ и переживаніяхъ, что создавало иллюзію ихъ эмансипаціи: прежде подобныя темы были прерогативой мужчинъ. Кромѣ этого, для вѣнскихъ женщинъ стало пріятной неожиданностью разрушеніе табу на обсужденіе пикантныхъ сюжетовъ, причемъ съ постороннимъ мужчиной (а какая женщина не любитъ флирта?). Здѣсь кроется секретъ его успѣха.[НО: къ этому добавлялись пикантно-кощунственныя высказыванiя о религiи и семьѣ, возможныя УЖЕ въ либеральной атмосферѣ эпохи. Ну и шаманствованiе добавимъ. Публикѣ нравилось, увы. Кирилловецъ]

Фрейдъ экстраполировалъ идею Гельмгольца о томъ, что всѣ живые организмы являются энергетическими системами, въ силу чего къ нимъ возможно примѣненіе физико-химическихъ изслѣдовательскихъ методовъ, - на психологію человѣка, предположивъ, что въ человѣческой психикѣ существуетъ постоянный энергетическій рессурсъ. Если этотъ рессурсъ въ силу какихъ-то причинъ не реализуется, то въ психикѣ формируется эквивалентный по силѣ альтернативный (патологическій) импульсъ, ведущій къ клиническимъ проблемамъ. Этотъ принципъ энергетической константы примѣнимъ только къ сугубо механическимъ схемамъ, но Фрейдъ былъ оріентированъ именно на такую систему научныхъ цѣнностей. Сегодня ясно, что въ сложныхъ системахъ существуютъ болѣе тонкіе механизмы саморегуляціи, не укладывающіеся въ прокрустово ложѣ механицизма.
Съ точки зрѣнія классической науки, приверженцемъ механистическаго детерминизма которой Фрейдъ являлся, его ученіе едва ли можетъ считаться легитимнымъ именно по причинѣ ненаучности психоанализа. Идеи отца психоанализа весьма произвольно интерпретируютъ поведеніе и слова паціентовъ, выдавая эти остроумныя версіи за непреложные факты. Это - чистая герменевтика - искусство толкованія текстовъ, безусловно, имѣющее право на жизнь, но, пожалуй, только въ качествѣ гипотезы, версіи - до тѣхъ поръ, пока эмпирика не верифицируетъ ея. Но какъ разъ эмпирику, безъ которой въ классической наукѣ не обойтись, Фрейдъ считалъ формальностью; его теоріи основаны на интуиціи, софистикѣ, игрѣ ума, создавшаго удивительную конструкцію, позволяющую соотнести съ собой любое проявленіе психической жизни человѣка. Отецъ психоанализа никогда не использовалъ контрольныхъ группъ паціентовъ (что является непремѣннымъ условіемъ для научнаго эксперимента, поверяющего методологическую теорію или гипотезу - опять-таки, съ позицій детерминистической классической науки). Корректное же изслѣдованіе этого метода, проведенное въ послѣвоенные годы, продемонстрировало то непреложное обстоятельство, что психоанализъ не имѣетъ никакихъ преимуществъ передъ прочими психотерапевтическими методиками, а именно: въ среднемъ, въ 1/3 случаевъ, динамика носитъ положительный, но временный характеръ, въ 1/3 она полностью отсутствуетъ, въ 1/3 изслѣдованій психоанализъ ухудшаетъ клиническую ситуацію.

Принято считать, что Фрейдъ оказался піонеромъ на пути изслѣдованія сферы безсознательнаго. Между тѣмъ у него были весьма достойные предшественники. Еще Платонъ считалъ, что душа человѣка имѣетъ три начала: вожделѣніе, пылъ и разсудительность (сравните-ка съ фрейдовской тріадой!). Аристотель развиваетъ идеи Платона, раздѣляя душу на разсудочную и умозрительную части, а человѣческія потребности - на «страстную» и «стремящуюся». Одна изъ наиболѣе извѣстныхъ діадъ-антитезъ Эпикура - наслажденіе и боль (нетрудно узнать здѣсь фрейдовскіе Эросъ и Танатосъ). Философы-стоики трактовали душу, включая въ нея уже четыре составляющихъ элемента: способность представленія (фантасія), согласіе (синтатесисъ), влеченіе (орме) и общая разумность (логосъ). (И здѣсь можно найти немало соотвѣтствій ученію Фрейда).

О томъ, что вѣнскій психоаналитикъ называлъ «подсознаніемъ», задолго до него писали Вильгельмъ Готфридъ Лейбницъ - о «смутныхъ ощущеніяхъ»; Иммануилъ Кантъ - о «темныхъ представленіяхъ, не контролируемыхъ сознаніемъ»; Фридрихъ Вильгельмъ Йозефъ Шеллингъ: «Темное безсознательное, то, что Богъ какъ сущность постоянно пытается вытѣснить изъ своей глубины…» и Іоганнъ Готлибъ Фихте использовали это же понятіе; Артуръ Шопенгауэръ четко обозначилъ этотъ феноменъ, какъ «безсознательное», подробно освѣтивъ его вліяніе на творческій процессъ…

Но въ этихъ глубокихъ философскихъ системахъ не было наглаго пансэксуализма, подчинявшаго себѣ любую дѣятельность человѣка. Мыслители полагали, что его психическая жизнь является болѣе разносторонней и тонкой, не всегда сводимой къ абсолютистской монархіи половыхъ отправленій. Фрейдъ посчиталъ иначе.

Но его философія оказалась простой, понятной, предсказуемой и потому почитаемой многочисленными ея поклонниками. Люди любятъ, когда всё просто. А съ человѣческой психикой такъ не бываетъ. Всё вовсе не сводится къ сэксу.

Въ 1884 году Фрейдъ прочелъ изслѣдованіе о вліяніи кокаина на здоровьѣ баварскихъ солдатъ, послѣ чего незамедлительно приступилъ къ экспериментамъ съ этимъ веществомъ на себѣ. Въ то время свойства кокаина (особенно наркотическія) были почти неизвѣстны. [ Можете найти про коку у Яна Святоплука Пресля и почитать, насколько тогдашняя наука не торопилась изслѣдовать данныя свойства... Кирилловецъ] Зигмундъ регулярно принималъ наркотикъ для борьбы съ депрессіей, снятія утомленія, поддержанія оптимальнаго тонуса и работоспособности при чрезмѣрныхъ нагрузкахъ. Кокаинъ помогалъ Фрейду преодолѣть и проблемы съ пищевареніемъ и болями въ животѣ. Въ отдѣльныхъ письмахъ и работахъ Фрейдъ называлъ его "прекраснымъ афродизіакомъ". Вотъ одно изъ его признаній: "Въ гостяхъ можно было лопнуть отъ скуки, если бы не крохотная доза кокаина". Всего Фрейдъ опубликовалъ четыре научныя работы объ эффектахъ кокаина, однако впослѣдствіи исключилъ ихъ изъ всѣхъ своихъ прижизненныхъ собраній сочиненій. Полагаю, кокаинъ сильно повліялъ на его изслѣдованія. [Академическая сторона вопроса еще тутъ , статья Ермакова и Баждановой. Кирилловецъ]

Ежедневно Фрейдъ посѣщалъ табачную лавку неподалеку отъ своего дома, гдѣ закупалъ большой запасъ сигаръ. Считается, что Фрейдъ курилъ почти безпрерывно, употребляя отъ 20 и болѣе сигаръ за день. Австрійскій психологъ вѣрилъ, что куреніе повышаетъ его продуктивность и творческія способности. Эта пагубная привычка привела къ возникновенію у него рака челюсти въ 1923 году, послѣ чего онъ пережилъ серьезную операцію. Впослѣдствіи Фрейдъ подвергался хирургическимъ вмѣшательствамъ еще 33 раза за 16 лѣтъ и мучился отъ постоянныхъ нестерпимыхъ болей. Тѣмъ не менѣе курить онъ такъ и не бросилъ до самой смерти. Кстати, Фрейдъ попросилъ умертвить себя изъ-за невыносимой боли друга и коллегу Макса Шура, который ввелъ ему смертельную дозу морфія. Теперь это доказанный фактъ. Шуръ заручился согласіемъ дочери. [Еще подробности какъ издохъ см. тутъ. Кирилловецъ ]

Фрейдъ бѣжалъ изъ Австріи отъ нацистовъ [кстати связи съ большевиками у него были и его идеи въ СССР даже очень практиковались до какого-то момента -- Кирилловецъ] и имѣлъ возможность забрать съ собой всѣхъ родственниковъ, въ частности - сестеръ. И даже домработницу. Но не сталъ этого дѣлать. Просто ему показалось, что это слишкомъ обременительно. Въ 1939-мъ всѣхъ младшихъ сестеръ Фрейда насильственно забрали изъ дома (какъ только у нихъ закончились деньги, чтобы откупаться отъ нацистовъ) и помѣстили въ концентраціонный лагерь Терезіенштадтъ. Въ 1942 году всѣ четыре сестры поочередно погибли.

И кстати, почему всѣ до сихъ поръ говорятъ "Фрейдъ", когда правильное произношеніе фамиліи доктора Зигмунда - Фрёйдъ. Фрёйдъ - побѣдный ротъ.

защитные механизмы, мышление, Европа, гендер

Previous post Next post
Up