Содержание статьи полностью соответствует заголовку, то есть в ней речь пойдет об экономических теориях. Но мне кажется, что выводы о причинах, повлиявших на формирование современной экономической науки, будут интересны и философам.
Попробуйте угадать автора приведенных ниже цитат.
[Цитаты] «Но и нравственные мотивы также входят в состав тех сил
( Read more... )
Мне придется забежать вперед и привести еще пару цитат из "Принципов" Маршалла:
"Экономическая наука, следовательно, имеет дело главным образом с человеческими существами, которые вынуждены двигаться по пути прогресса и осуществлять перемены, что бы они с собой ни несли.
Правда, когда привычка или обычай, возникшие в одних исторических условиях, оказывают влияние на действия при иных, то уже нарушается строгая связь между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми при этом целями. В отсталых странах существует еще много привычек и обычаев, аналогичных тем, которые заставляют находящегося в неволе бобра строить себе запруду; они полны значения для историка, и с ними должен считаться законодатель. Но в сфере хозяйственных отношений современного мира такие привычки быстро отмирают."
Во-первых, Маршалл вполне по-марксистски (или по-гегельянски. Он называет "Философию истории" одним из источников Экономикс) верит в неизбежность исторического прогресса, происходящего независимо от воли людей. Во-вторых, в качестве результата этого прогресса он провозглашает окончательное господство того самого homo economicus, которого он критикует в первой цитате. Маршаллу часто не хватает логической последовательности. И, в-третьих, Макс Вебер через 15 лет после выхода "Принципов" написал "Этику протестантизма и дух капитализма", где показал логическую связь между протестантской этикой и рациональностью того самого homo economicus. Так что, в принципе, то, что Маршалл воспринимает как объективный исторический процесс, имеет вполне идеальные первопричины. Я пропустил последнее предложение в своей цитате из "Эффекта Гринспена": Даже Октябрьскую революцию некоторые считают реакцией православного общества на развитие капитализма в России.
Но проблема в том, что сегодня протестантская рациональность уже не выглядит такой уж безапелляционно прогрессивной. Именно об этом говорил Папа Франциск на Ассамблеи ООН и в Конгрессе.
В целом c Вами согласен. Только желательно исправить следующую фразу - похоже, Вы ее написали, как следует не подумавши.
*то, что Маршалл воспринимает как объективный исторический процесс, имеет вполне идеальные первопричины*
Одно другому разве противоречит? По-моему, первопричины исторического процесса как раз идеальные (в том смысле, что нематериальные). У Мамфорда это любимая мысль. Да и любой грамотный культуролог с ним согласится.
Маршалл экстраполирует теорию эволюции Дарвина на историю. То есть люди могут выдумывать все, что угодно, но общество будет развиваться по определенным законам, которые и должны открывать ученые. У Маршалла одно другому противоречит.
"Экономическая наука, следовательно, имеет дело главным образом с человеческими существами, которые вынуждены двигаться по пути прогресса и осуществлять перемены, что бы они с собой ни несли.
Правда, когда привычка или обычай, возникшие в одних исторических условиях, оказывают влияние на действия при иных, то уже нарушается строгая связь между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми при этом целями. В отсталых странах существует еще много привычек и обычаев, аналогичных тем, которые заставляют находящегося в неволе бобра строить себе запруду; они полны значения для историка, и с ними должен считаться законодатель. Но в сфере хозяйственных отношений современного мира такие привычки быстро отмирают."
Во-первых, Маршалл вполне по-марксистски (или по-гегельянски. Он называет "Философию истории" одним из источников Экономикс) верит в неизбежность исторического прогресса, происходящего независимо от воли людей. Во-вторых, в качестве результата этого прогресса он провозглашает окончательное господство того самого homo economicus, которого он критикует в первой цитате. Маршаллу часто не хватает логической последовательности. И, в-третьих, Макс Вебер через 15 лет после выхода "Принципов" написал "Этику протестантизма и дух капитализма", где показал логическую связь между протестантской этикой и рациональностью того самого homo economicus. Так что, в принципе, то, что Маршалл воспринимает как объективный исторический процесс, имеет вполне идеальные первопричины. Я пропустил последнее предложение в своей цитате из "Эффекта Гринспена":
Даже Октябрьскую революцию некоторые считают реакцией православного общества на развитие капитализма в России.
Но проблема в том, что сегодня протестантская рациональность уже не выглядит такой уж безапелляционно прогрессивной. Именно об этом говорил Папа Франциск на Ассамблеи ООН и в Конгрессе.
Reply
*то, что Маршалл воспринимает как объективный исторический процесс, имеет вполне идеальные первопричины*
Одно другому разве противоречит? По-моему, первопричины исторического процесса как раз идеальные (в том смысле, что нематериальные). У Мамфорда это любимая мысль. Да и любой грамотный культуролог с ним согласится.
Reply
Reply
Leave a comment