«Космологическое доказательство Бытия Божия»: религия и наука

Jul 19, 2015 08:35



Богословская диссертация А.А. Ухтомского

Наука прекрасно уживается с религией, при условии, что объективные факты не пытаются объяснить волей и деятельностью свыше.

Пример тому - жизнь
Алексея Алексеевича Ухтомского
.
По настоянию матери, в 1888 году, он,не закончив полного курса классической гимназии, поступил в Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева, где проявил интерес к занятиям наукой. В этот период значительное влияние на него оказал Иван Петрович Долбня - преподаватель математики, знакомивший учащихся с широким спектром проблем естествознания. Позже А. А. Ухтомский назовёт его «учителем мысли».

В кадетском корпусе Ухтомский проявил заинтересованность не только в физико-математических дисциплинах, но и в философии, психологии, этике и литературе. К восемнадцати годам он знакомится с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Гегеля, Фейербаха, Джемса и других учёных и философов.

В 1894 году по совету И. П. Долбни он поступает на словесное отделение Московской духовной академии. Тема диссертации Ухтомского в академии - «Космологическое доказательство Бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности. Здесь у него возникает идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается всё разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия.

Позднее в автобиографии Ухтомский напишет: «Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения». Закончив академию, он отказывается от открывающейся перед ним церковной карьеры...

См.:
http://log-in.ru/books/author/ukhtomskiiy-a-a/

Upd.
Дискуссия показала, что следует пояснить: темой записи является утверждение того факта, что религиозность учёного совсем не фатальная помеха его научной объективности. Но это - результат самовоспитания...

мышление, сознание

Previous post Next post
Up