Экзистенциальная зарисовка

Apr 08, 2015 20:26

Человек живёт, живёт… Естественный вопрос: что мне надо здесь, в этой жизни; для чего я живу? Но лишь очень немногие задают себе этот неудобный вопрос. И уж тем более, отвечают на него, не обманывая себя, прямо и откровенно.
Странно, не правда ли? Ведь этот ответ определяет всю нашу жизнь.  Без него жизнь, конечно, не исчезнет. Но только она будет жизнью не человека, а  другого живого существа.
Ценности общества, часто больше похожего на стаю или свору, тянут нас вниз, а не вверх. Быть внешне красивым, твёрдым, энергичным, молодым, богатым, гордым, успешным, во всём благополучным и уверенным в себе - вот идеалы тяжело больного человека. Ради этого он живёт, мучает себя и других.
Почему такой человек болен? Потому что, если он человек, то должен руководствоваться не слепыми инстинктами, связанными с рептильным слоем мозга, и созданными кем-то другим условными рефлексами, а разумом и чувством.
Ещё Аристотель (IY в до н.э.) понимал, что смыслом человеческой жизни может быть только достижение счастья, а всё остальное, включая богатство, славу, комфорт и т.д. - бывают только средствами на пути к счастью. Но они совсем не гарантируют его, при определённых условиях могут вести к неудовлетворённости, горю, несчастью.
Как раз перечисленные выше «блага» очень часто делают человека несчастным, превращают жизнь даже не в трагедию, а в пустой и бессмысленный фарс.
Наверное, ничего не бывает глубже и устойчивее, и более счастливее, чем состояние тихой и светлой радости.  Как же оно достигается?
Вообще-то просто - миром, мирностью.  Со всеми и со всем. Когда забыты осуждение и зависть, гнев и раздражение. Становятся ненужными ложь, лицемерие, желание быть не собой, а играть какие-то роли.
Великое благо нашего существования - быть среди своих. Есть такое точное монашеское слово - сотаинник. Он - не учитель, не отец, не спонсор. Он тот, с кем не хочется быть в маске, пустословить, кривляться. Перед кем открываешь душу.
Быть среди таких людей - значит быть в Церкви. Ведь Церковь, в исходном значении, вовсе не организация, обслуживающая потребность населения в поклонении богам. Она - собрание, община. Не покупатели  в супермаркете, не клиенты в банке и не зрители в театре, которым нет никакого дела друг до друга. И не здание, предназначенное для богослужений, не иерархия священнослужителей и администрация, как чаще всего понимают. Церковь - это духовно связанные люди, это Любовь.
Мы всё знаем, и ничего нового и оригинального уже не сказать нам. И всё же чувствуем, что душа оледенела, а сердце окаменело. Коллапс. У нас есть только две возможности. В этом наш выбор, сознательный, а часто и неосознанный. Или броситься в бездну страстей, распущенности и «свободы», усиленно нам сейчас навязываемую. Или обрести совершенно новое Бытие. В конце концов, неважно, как его называть: Царство Божие, Просветление, Преображение внутреннего мира человека, Самадхи, Нирвана и проч. Это Бытие начинается не где-то за гробовой неизвестностью, и не в заоблачной выси, а уже здесь, на земле. Потому что оно не вне нас, не отделено от нас. Мы не обязаны, но мы можем войти в это Бытие.

Previous post Next post
Up