Dec 14, 2014 09:41
Первая благородная истина посвящена тому, что более всего нас должно беспокоить - человеческому страданию: «А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние - страдание». Кажется, это может быть хорошим поводом для занятий философией, ведь если быть довольным своим повседневным существованием, то нет никакой нужды в изменении жизни, а, следовательно, и в изучении этических высказываний. Если же мы страдаем, то в таком случае становимся лично заинтересованы в улучшении и философском анализе собственных состояний.
Нужно оговориться, что Будда имеет ввиду страдание также и в универсальном значении, пронизывающее весь существующий порядок. Боль неразрывно связана с человеческим существованием, начиная с рождения и заканчивая смертью. Душевные метания и стенания так или иначе в большой мере определяют ткань повседневной жизни. Мы сосредоточимся на личном страдании, которое переживаем непосредственно, а не заключаем о нем косвенно, сталкиваясь с тяготами других людей. Впрочем, если страдает ближний, то в таком случае предложить рассмотреть его внутреннее состояние путем философских прояснений было бы не лишним.
Естественно, здесь не идет речи о физическом мучении, его ведь невозможно устранить посредством одних только философских рассуждений, хотя и можно способствовать смягчению. Не стоит также особенно распространяться о неизбежных страданиях, возникающих в течении жизни, и едва ли в нашей власти их избежать. Но существует внутренняя боль, ясно или смутно осознаваемая, в которой повинны мы сами. Итак, внутреннее страдание, ощущаемое в различных своих модификациях таких как тревога, беспокойство, пустота, тяжесть, чувство вины, нуждается в философском прояснении. И первая благородная истина вынуждает со всей ясностью осознать в своей душе страдание без сокрытия.
--------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: настоящее сообщение хорошо представляет, то, как я буду в дальнейшем проводить микроанализ значимых философских суждений. Здесь возможно критиковать как содержание, например, неверные интерпретации, так и сам метод, а именно грубость анализа. То есть конечно философское прояснение возможно осуществить еще тоньше. Тем не менее, после долгих мучений, кажется, нащупал, как должна проводиться философская работа.