Несколько мыслей по поводу философии

Dec 01, 2014 20:56

Философия как вид деятельности вообще есть развитие и поддержание системы определенных взглядов. Философия как учение есть распространение системы определенных взглядов среди потенциальных адептов. Предмета философии либо не существует вовсе, либо им может оказаться всё, что угодно - каких только нынче нет философий, вплоть до философии унитаза. Философия может быть истинной и ложной. Истинная философия всегда естественна. Это значит, что она не имеет иной цели кроме просвещенческой, зарождается непринужденно и распространяется ненасильственно, а потому доступна любому здравому уму в том или ином (возможно, адаптированном) виде; истинная философия бывает только одна, а именно та и только та, что удовлетворяет означенному критерию естественности. Соответственно, многообразие всего того, что данному критерию не удовлетворяет, но так или иначе выдаёт себя за философию, является философией ложной - вне зависимости от регалий. К последнему типу, например, относится марксистско-ленинская философия (прежде всего в силу своей изрядной политизированности), а также философия Гегеля, как целиком придуманная во исполнение задачи придумать. Далее, говоря о философии, я говорю о философии истинной.

Философия подобна развесистому древу, в той или иной части кроны которого лазает философствующий. Каждая ветвь означает собою философию «чего-то». Например, философия «А», занимающаяся систематизацией взглядов на предмет А, отпочковывается от более крупной ветви «Б», служащей её рациональным основанием и являющейся самостоятельной философией, занимающейся систематизацией взглядов на предмет Б, являющийся базовым по отношению к А. Покуда дело ограничивается небольшими ветвями и веточками, философия - занятие вполне наукообразное, т.к. способно прослеживать, отыскивать причины, обобщать и формировать знание. Однако, ниспадающая иерархия дружелюбных философских ветвей и сучьев  - пожелай вдруг лазающий спуститься по ней вниз - неизбежно приведёт его к философскому стволу, в котором  живут нехорошие «основные вопросы» философии. Ответов на эти вопросы нет, потому как никому не дано спуститься с древа и узнать на чём держится ствол. Все те, кто по ходу истории философии пытались слезть с древа, вдруг обнаруживали себя самим древом, что превращало их намерение в абсурд; слезть с древа, однако, хотелось сильно - неудачные попытки анализировались и осмыслялись, вставал на глиняные ноги колосс под названием теория познания.

В философии, как предмете коммуникации, много философских терминов-паразитов. В отличие от обычных слов паразитов, которые не несут в себе ни общепринятого, ни индивидуально понимаемого значения, значения философских терминов-паразитов понимаются философствующими индивидуально, что зачастую обнуляет продуктивную ценность коммуникации. Одним из наиболее ярких примеров является философский термин-паразит «сознание», и это не случайно. Дело в том, что реалия, скрывающаяся за данным термином, «упакована» в один из философских… ящиков.

На складе философии, среди прочего, присутствуют два типа неоткрываемых ящиков: черные и белые. И в тех, и  в других находится непознаваемое. В одном, «черном» случае это то, номинальная суть чего нам предельно ясна, но остаётся неясной наполняющая её атрибутика. Например, черный ящик «что будет завтра». Или черный ящик «откуда взялся мир». Во втором, «белом» случае, наоборот, это то, проявлений и характеристик чего мы имеем в избытке, но испытываем затруднения с определением номинальной сути. Белый ящик «материя», белый ящик «сознание».

Вполне понятно, что формальная задача философии - пооткрывать все ящики. Некоторые из философствующих, не разделяющих кантовские убеждения о том, что невозможное таки невозможно, воспринимали и воспринимают эту задачу как практическое руководство по философии. В то же время некоторые другие, более, прямо скажем, успешные философы (к которым, например, относится горячо всеми любимый Хайдеггер) предпочитают не ломать о ящики ногти, а вместо этого производить с ними иные, более щадящие (их самих) действия: поглаживать, обхаживать, ощупывать, обнюхивать, и главное - документировать всё это читабельным языком. Какой подход более выгоден с точки зрения утилизации продукта философии? Что такое вообще продукт философии? Как и кем он может быть утилизирован? Об этом в следующий раз.

Previous post Next post
Up