Фрайбургская школа

Dec 18, 2013 19:15

    В 2007-м году минский приятель, преподаватель философии, увидев у меня в руках сборник работ Гуссерля, купленный в начале нулевых на Тверской в книжном магазине "Москва", снисходительным тоном посоветовал читать что-нибудь попроще. Но к тому времени мне уже было безразлично мнение любого "профессионала". Чтение Гуссерля привело к рождению идей, связанных с экономической теорией, которые мне казались довольно оригинальными.
    В 2009 году от нечего делать я решил полистать "Основные принципы экономической политики" Вальтера Ойкена, которые 14 лет простояли на полке в качестве декоративного украшения. Когда занимаешься конкретными делами, даже Экономикс кажется вершиной снобизма. Теория вероятности, статистика, финансовая математика, в крайнем случае эконометрика. С другой стороны, когда занимаешься философией, социология Макса Вебера - апогей конкретики. Вальтер Ойкен оказался как раз между этими двумя сферами интересов. К своему удивлению я обнаружил, что этот немецкий экономист меня опередил и в моих идеях нет ничего оригинального. Прочитав его биографию, понял почему: Вальтер Ойкен дружил с Эдмундом Гуссерлем. Вот несколько цитат из его работы в качестве доказательства.
"Как известно, миф - это философия человечества, находящегося в детском возрасте; метафизика проявляла большую осторожность, когда она оперировала такими понятиями как natura naturans (творящая, созидающая природа), субстанция или мировой разум. Позитивизм в своих описаниях не преодолевает метафизику тем, что описывает факты, а, напротив, возвращается к отображению мифических величин и их развития. "Человечество", "капитализм", или "капиталистический способ производства" рассматриваются и описываются в качестве демиурга, фабричного мастера, творца истории и тем самым экономической политики или в качестве их создателя." с. 282 (перевод здесь и далее Л.А.Козлова и Ю.И.Куколева, "Прогресс", 1995)
"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты." с. 286
"Отрицание столь большого влияния идей напоминает нам о словах Й.Х. Мерка: «У нас так же мало думают о влиянии интеллектуалов, как крестьянин задумывается о наличии воздуха, когда нет ветра»." с. 288
Следующая цитата могла бы быть эпиграфом к статье "История европейской метафизики"
"Убеждения приобретают наибольшую силу тогда, когда они становятся привычкой, а люди одновременно не замечают, насколько их представления о Боге, мире, человеке, свободе и государстве определяют их образ действий. «Привычка делает невидимым то, на чем покоится наше существование» (Гегель)." с.432
"... фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки... в общем преодолении позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок." с. 435
    В предисловии к русскому изданию я обнаружил факт, который в корне поменял мое представление о судьбе трансцедентальной феноменологии в послевоенной Европе.
" ... «Фрайбургская школа» относится к «легенде образования ФРГ». С именами Ойкена и его друзей связывают научную подготовку почвы для «экономического чуда», которое после 1945 г. очень быстро перевело Германию из состояния обнищания распадавшейся плановой экономики в состояние благоденствия."
"Хорошо известно, что министр экономики Людвиг Эрхард всегда ссылался на Ойкена как на мыслителя, предвосхитившего с научной точки зрения его политику."
    Учитывая влияние, которое оказала философия Э.Гуссерля на В.Ойкена, можно утверждать, что «экономическое чудо» послевоенной Германии явилось триумфом трансцедентальной феноменологии Гуссерля, также как империя Александра Макендонского явилась триумфом метафизики Аристотеля. Мы сейчас находимся в историческом периоде, когда новое метафизическое мышление начинает формировать новый здравый смысл.
    Подтверждением идеи торжества трансцедентальной феноменологии в послевоенной Германии является книга Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех". Министр народного хозяйства послевоенной западной Германии почти дословно воспроизводит мысль Вальтера Ойкена:
"... современное и сознающее свою ответственность государство просто не может себе позволить вернуться к роли "ночного сторожа". Это неверно понимаемая свобода как раз была тем, что привело в могилу свободу и свободный мир"
с.226 ( перевод Б.Б.Багаряцкий, В.Г.Гребенников, Начала-Пресс, 1991)
Вот цитата Ойкена:
"Оказалось, что обеспечение свободы может стать угрозой для этой свободы, если она делает возможным формирование частной власти, что свобода разбудила колоссальные силы, которые, однако, могут оказывать разрушительное влияние на свободу." с.109
    Следующая цитата могла бы стать безусловным доказательством триумфа нового метафизического мышления:
"... хозяйственные явления не подчиняются законам механики. Экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в смысле бездушного автоматизма, а создается и оформляется людьми. Если это так, - а иначе быть не может, - то структура и облик народного хозяйства не могут не изменяться под влиянием наших действий." с.222
Могла бы, но не стала, так как затем следует вывод:
"Вот почему не следует считать маловажным метод психологического воздействия"
От "Логичеких исследований" Гуссерля с критикой психологических методов к эрхардовской осанне "методам психологического воздействия". Если В.Ойкен, будучи экономистом, не смог до конца выдавить из себя позитивиста, то Л.Эрхард даже не начинал. В результате на выходе "лампочка загорается - слюна выделяется", та же самая механика, только с людьми-винтинками внутри системы.
    Трансцедентальной феноменология оказала влияние еще на одного великого экономиста - Джона Мейнарда Кейнса. Вот две цитаты для иллюстрации:
"Суть феноменологии лежит не в том, чтобы быть действительной как философское "направление". Выше действительности стоит возможность. Уразумение феноменологии лежит в схватывании ее как возможности."
Мартин Хайдеггер
"Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно к хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям."
Джон Мейнард Кейнс
Но дальше этой цитаты Кейнс не пошел. Его экономическая теория при всей своей революционности для своего времени осталась в рамках господствовавшей тогда научной традиции.

Попытка поделиться сделанным открытием с минским приятелем, попутно напомнив о его "профессионализме", ни к чему не привела. Он просто не понял, о чем идет речь, как и мои коллеги-экономисты. А, между тем, после кризиса 2008 года ситуация в экономической науке дошла до того, что некоторые уже начинают отказывать ей в научности, приравнивая к астрологии и алхимии. Рассчитывать на понимание среди экономистов не приходиться как раз из-за их "профессионализма", который заставляет их все время кружить как белку в колесе устоявшейся методологии. Пришло время философам обратить внимание на эту сферу научного знания.
Previous post Next post
Up