Jul 12, 2013 20:02
Изучая современную философию, я столкнулся с теориями, которые принципиально не могут быть представлены в форме системы знания (как эталона классического дискурса). Причина в том, что такого рода теории устраняют всю известную совокупность содержательных философских положений и стремятся рассматривать философию как некий способ решения проблем, возникающих в науке, общественной жизни или языке.
Возьмем для примера взгляды Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Если говорить о содержании, то Маркс сознательно устранился от всякого рода фундаментальных философских проблем, а Энгельс прямо говорит: «Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение! Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения» - «Диалектика природы». Если для человека существуют конкретные материальные тела, то на этом основании его видение реальности сложно назвать философским.
И тем не менее, почему тогда диалектический материализм может претендовать на статус философии? Скорее всего применением спекулятивного способа мышления Гегеля в социологической, экономической и естественнонаучной областях. Философия становится методом решения научных проблем: «За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» - "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".
И действительно в свете диалектического метода, общество есть борьба социальных классов, в результате которой образуется новая формация, а экономическое неравенство составляет главный источник противоречий в обществе. Только разве применение законов развития в естествознании для Энгельса не дало ощутимых плодов, но теория эволюции Дарвина (которой восхищался Маркс, правда жалуясь на грубость английского стиля выражения, сам конечно же отличаясь очень деликатной манерой письма) вполне может считаться в качестве примера использования диалектики по отношению природе.