Попытка понимания первого основоположения Фихте

Aug 29, 2012 17:48

В предисловии труда «Основа общего наукоучения» Фихте обращает наше внимание на главное условие понимания философии: способность к свободному внутреннему восприятию. Что это за условие, конечно, сразу невозможно понять, но вероятно в дальнейшем ключом к пониманию некоторых положений будет осознание свободы. Первое, что ищет философ вначале своего пути в сфере познания - это основоположение или фундамент, на котором будет строиться вся его философская система. С своей стороны Фихте замечает: основоположение может и не быть фактом сознания, но необходимо должно лежать в основе любого проявления сознания.

И все же для достоверности обратимся к чему-нибудь хорошо нами осознаваемому. Наиболее истинным и неопровержимым суждением, которое мы в состоянии сделать, следующее: «Относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать» - «Метафизика» (Аристотель). Закон тождества, совершенно достоверный и установленный, Фихте выражает формулой: А = А.

При каком условии А = А существует? Данное положение существует в сознании или в «Я». Если «Я» способно высказывать положение «А = А», то сознание должно обладать одним необходимым качеством: тождеством сознания, поскольку равенство или тождество содержится в самом логическом суждении. Это фундаментальное положение воспринимается философом из «Критики чистого разума». Как известно, мы осознаем единство или тождественность собственного сознания несмотря на все внутренние изменения. В наукоучении тождество сознания выражено формулой: «Я = Я». И здесь сразу же Фихте делает акцент на том, что «Я» производит себя и является собственным продуктом деятельности. Чтобы яснее понять изложенный пункт, достаточно увидеть как наше собственное «Я» производит себя, когда воображает или мыслит (даже когда воспринимает, но пока построение образа восприятия не будем брать в расчет). И здесь удобней всего оценивать еще малоизвестное «Я» как источник или субъект свободной деятельности. Предоставленной свободой мы все в достаточной мере обладаем, производя представления.

Таким образом, условием любого представления является представляющее. Невозможно представить себе нечто, независимое от нашего сознания или от «Я», поскольку при попытке подобного представления мы ставим в зависимость это представление от собственного «Я». Тем не менее трансцендентальная философия Канта и Фихте стремится вскрыть пока неосознаваемые скрытые механизмы сознания, которые должны быть осознаны или доведены до сознания.

Изложенное рассуждение вполне может содержать ошибку, так как неясно представляю себе, дальнейшее построение системы, а как известно, часть целого возможно понять, только имея идею целого. Поэтому, если найдете ошибки в изложении, буду рад их исправить.
Previous post Next post
Up