Виктор Пелевин "Snuff" 2011

Dec 26, 2011 21:38

Новогодний подарок Виктора Пелевина стране и миру в виде очередного литературного шедевра на этот раз особенно удался. Эту мрачную антиутопию с таким же успехом можно рассматривать как романтическую мелодраму - любви и секса здесь неожиданно много - стареет, наверное. А также как занимательное фэнтези - увлекательный сюжет временами даже мешает оценить глубину образов и богатство мысли. Безумное воображение властителя дум создало мир совершенно немыслимый, но легко узнаваемый в деталях.

Итак, мир "Снаффа" состоит из двух полюсов - люди и орки, запад и восток, культура и варварство, рай и ад. Правда, и то и другое представлено в гротескно-мизантропических версиях. Высокотехнологичная цивилизация политкорректных лицемеров и орды полудикой гопоты с великодержавной спесью. Эти миры враждуют, но неотделимы друг от друга. За отступление от "либеративного дискурса" наказывают так же жестоко, как и за сомнение в величии диктатуры. У них единый бог - Маниту, имеющий множество реинкарнаций - Христос, Антихрист, Будда, Магомет и так далее до Кецалькоатля. Впрочем, экуменизмом здесь и не пахнет - Маниту вовсе не всевластен и всемилостив, он жаждет кровавых зрелищ. И легко получает желаемое - здесь выдумка автора не расходится с жизнью. Это нельзя назвать сатирой, пелевинский анализ - как резец скульптора. Он удаляет из материала все лишнее, чтобы оставить голую суть. Не китов, на которых держится мир - существование и тех и другого постоянно подвергается сомнению - а источник света и тьмы, из которого возникают и миры, и сомнения.


Но все же главное золото - что блестит. Самое интересное в книге - по крайней мере для меня - это слова и образы, которые Пелевин находит для нас и текущей ситуации. Народные песни орков, изысканные пассажи философов Оффшара, глубокомысленные рассуждения уркаганатских интеллектуалов, тупая политкорректность оружия массового уничтожения - вся эти иллюзия жизни и жизнь иллюзии, ярмарка тщеславия новых времен. Наконец-то я определился со своей национальной идентификацией. По происхождению и образованию я "орк", а по взлядам и интересам - "человек". Такой культурный дуализм очень удобен - можно примыкать к тому или иному лагерю в зависимости от ситуации, например, любить демократуру, но пить горькую или смеяться над оркским невежеством, но издеваться над политкорректностью и гуманизмом.

Центральный образ книги - снаф, объединяющий новости и кино в синтетическое искусство - не показался мне особенно глубоким. Ясно, что он навеян последними технологическими достижениями в военном деле и коммуникациях и природой средств массовой информации свободного мира, но все же носит локальный по времени характер. Тема развита весьма изобретательно - сккажем, термины "боевая видеокамера" или "камера сопровождения" звучат очень забавно. Хотя современное общество уже давно не интересует ни дикость, ни жестокость - напротив, сейчас в цене культура и благополучие. Но в любом случае принцип "показывать правду, говорить ложь" характерен для достаточно высокой ступени цивилизации - основная часть планеты прочно застряла на уровне "показывать ложь, говорить ахинею".

Мир "Снаффа" статичен - цивилизация достигла расцвета, чудом избежала самоуничножения и зафиксировалась на достигнутом уровне - ничего нового больше не создают, ограничиваясь выбором из готовых решений. Вряд ли это возможно в принципе - "конец истории" означает тотальное господство демократических форм управления, но не остановку интеллектуального и технологического развития. В этом смысле становится интересно, где Виктор обосновался - точность оценок не оставляет сомнений в его осведомленности о положении вещей, но равноудаленность от востока и запада наводит на мысль, что он живет вдали от суеты мегаполиса. В каком-то смысле он тоже "глобальный орк".

Тема искусственного интеллекта, появившаяся в "Ананасной воде ...", получила неожиданное развитие. Его алгоритмические основы, естественно, не рассматриваются - но тезис о том, что интеллект нужно питать культурой и строить на метаданных, вполне соответствует актуальным тенденциям. Присутствуют даже тест Тьюринга и анти-тест Сирла ("китайская комната"). Но выводы делаются неожиданные - человек также объявляется автоматом, только химическим, и обретение внутренней свободы - вовсе не человеческая монополия. Нелепая и модная сейчас идея о сводимости мироздания к информационной системе, по-моему, раньше у Пелевина не встречалась. Здесь она упоминается вскользь, и любопытно, собирается ли он развивать ее дальше и сможет ли преодолеть барьер теоремы Геделя. Но вряд ли это представит для него проблему - не так много мыслителей, рассматривающих мироздание не с точки зрения одной из космических рас, а несколько шире.

Зло у Пелевина всегда глобально и проистекает из глубин мироздания, а добро индивидуально и каждый идет к истине собственным путем. Удачи всем, но собираясь на митинг за победу демократуры в Уркаганате, помните, что боевые камеры уже подняли камуфляж и видят все - Маниту ненасытен и жаждет крови.
Previous post Next post
Up