некоторые любопытные моменты устройства нашей намарупы

Apr 15, 2024 10:07



только что вернулся с 17й випассаны.

она оказалась половинной - в ночь на шестой день сгорело здание, где мы медитировали.

и практику пришлось прервать, по объективным причинам.

ниже некоторые мысли, которые посетили меня во время этой половинной випассаны.

по большому счету мы - это быстро меняющаяся совокупность ощущений, во время медитации это становится совершенно очевидно.

но - мы состоим из двух разных устройств - тела и ума, работающих с разной скоростью.

т.е. телесные ощущения меняются значительно быстрее реагирующего на них ума.

поэтому, чтобы нормально функционировать, ум время от времени выхватывает произвольный снимок ощущений тела. и на его основе начинает писать свою "картину маслом", в центре которой прежде всего рисуется персонаж, с которым и происходят, используя театральную терминологию, предполагаемые обстоятельства (собственно, так мы и возникаем, в самом практическом смысле).

и это начинается, когда он (ум) получает отчетливый приказ, что это необходимо сделать.

приказ этот отдают ему эмоции, которые появляются, когда ум находит соответствие поступившей информации от органов чувств и своим привычкам реагировать на это.

ПВО несколько раз пытался это объяснить в своих текстах, см. например про плато настоящего времени в Смотрителе, или доклады Императору в Элевсине.

из-за этой особенности нашей конструкции, мы можем попасть в т.н. настоящий момент только когда ум каким-то образом перестаёт заниматься своей ментальной живописью.



а это (видимо) возможно в двух основных случаях

а) ум отключен (здесь можно вспомнить дзенские истории о дырке в ведре и неожиданных сатори)

б) ум научен не реагировать ("с влечением или отвращением", как это объясняет Гоенка) на приходящие к нему сигналы от рупы.

и поэтому не получает приказа начать заниматься ментальной живописью.

в сущности, випассана- как техника, где ум приучается следить за быстроменяющимися ощущениями в теле, не реагируя на них, и есть такое систематическое разъобучение ума от искусства такой живописи.

в любом случае (ИМХО конечно) самое простое и доступное.

и в тоже время - очень и очень эффективное (verified personally).

если вернуться к исходной мысли - про разную скорость работы создающих нас механизмов, то можно сказать, что випассана, её постоянная практика, постепенно разгоняет ум, выравнивая скорость работы намы и рупы.

первые результаты этого можно легко ощутить в виде участков на поверхности тела с быстрыми и легкими вибрациями.

которые в дальнейшем, при упорстве и навыке в практике, превращают всё наше тело в совокупность таких вибраций (см. бханганьяна).

думаю понятно, что в таком состоянии намарупы начинать в очередной раз начинать размышлять, например, о том, почему я в очередной раз оказался\оказалась в такой ж. ...

довольно затруднительно ...

суммируя сказанное: вследствие медленной работы ума, он не может видеть происходящее с рупой как быстроменяющуяся совокупность ощущений.

отсюда всё проблемы привязанности к телу и миру.

или можно сказать об этом и немного по другому:

«все эти «I, me, mine», навечно заклейменные в песне «Битлз» - вовсе не пятна грязи на незрелой душе, а ложные, но необходимые подразумевания, позволяющие мозгу кое-как подделывать и склеивать картину непрерывной внятной реальности, поддерживая «нашу» в ней заинтересованность«

("Лампа Мафусаила")

Previous post Next post
Up