После второго прочтения.
Книга необычная, от прежних отличается. Не так чтоб удивила, но поразила искренностью.
NB И на...й не посылают.
Теперь в деталях
1. Издательство напутало :)
2. Подведение черты
3. Витя думает о смерти
4. Орнаменты и финтифлюшки
5. Цитаты
6. Примечания и весьма, имо, интересные ссылки
1. Издательство напутало
Издательство, похоже, напутало)
Ну, или пустило нас со всеми этими лолитами и карениными по ложному следу, явно в надежде распродать висяк(.
Перед Элевсином имело смысл [пере]читать что-то про кризисы возраста, и определенно - уже не среднего.
А если говорить о книгах, с которыми ПВЭ перекликается, то скорее вот они - книжки все весьма достойные, на мой взгляд не хуже "Лолиты", хотя, читать и, тем более, перечитывать их перед ПВЭ для прояснения смыслов нужды нет):
У.Хьёртсберг, "Сердце Ангела" --
https://fantlab.ru/work103938П.Акройд, "Дом доктора Ди" --
https://fantlab.ru/work111078АБС, "Жук в муравейнике" [1]
Жук,
да (если вообще не Штирлиц - все там такие в черном от Армани, по коридорам, везде сатурн, ... ..., и тут-то Табаков ему: Штирлиц, ...)
"В 13.17 Экселенц [2] вызвал меня к себе. ... - Надо найти одного человека, - сказал он.......". Если помните.
И понеслась. Бесконечные папки с распечатками, паранойя, встречи с интересными рыбами...
☠
Ангел ищет Ангела, ну вы же видели с Рурком, где Де Ниро яйцо ел (не знаю, насколько спойлер; чисто фабульная перекличка, но яркая такая).
☠
А ищущий, опирающийся на секрет, скрытый в нем самом, движется к неизбежной метаморфозе и *спойлер* - катарсису! ("Дом доктора Ди" - вот это вещь непростая! И сама по себе хороша. Да! Почитайте вне связи с ПВЭ, как-нибудь. Обязательно).
2. Подведение черты
Но прежде прочего Пелевин переосмысливает свой путь, подводит некую черту, - сложно сказать, готовясь в рай, или же для примирения с каким-то очевидным внезапным фактором.
Сколько всего было. Сколько творчества, мухоморов, метаморфоз. А теперь бОльшая часть позади. И все пройдет. ВСЕ! Теперь это уже прямо видно.
Хорошая иллюстрация тут - Пинк Флойд (другое дело, что Гилмор для меня - ну совсем не Пинк Флойд)).
И империя с ее столь волнующей красно-синей свежестью. Не среда, а исключительно - мы-тогдашние, юные, входящие в жизнь. Онтология велосипедов и пионерлагерей. Не даром в лице внедренного Маркуса (Шам Иддин) отсылка к Шамилю Идиатуллину с его вещами про СССР [3].
3. Витя думает о смерти
А еще Пелевин думает о смерти. Где итог, там и возможный финиш. Логично.
Заметим, что все его книги про Спасение.
А Спасение там - преимущественно в бегстве [4].
Бройлеры сбежали. И Лиса, Стёпа, Петр, Грым, Омон, ..... .
Если классифицировать побеги, то часть уходит в явное небытие (Хули, Наоми, Порфирий, Юка, ..), а часть - в решающий момент тормозит на самой кромке (Саша, Алексис, Маркус, ..). Не рискну утверждать, что в этом некая дилемма лично для Пелевина. Но, может, и дилемма. Если отбросить все финтифлюшки, всевозможные парадоксы с приключениями, то честным бытовым синонимом нирваны в его текстах будет (по Кендре) смерть. Курятник, откуда приходится бежать - весьма узнаваемый буддийско-гностический театр ритуального абсурда, вечный то ли цирк, то ли горящий бордель во время наводнения...
Это (пп.2,3), на мой скромный наглый взгляд, в книге основное.
Прочее - орнаменты. Порой весьма занимательные. As usual.
4. Орнаменты и финтифлюшки
К примеру, про "анимографику" (так ее назовем). Такой, понимаешь, космизм, что дым из ушей. И, между прочим, наглядно! Да!
Бери хоть доктрины, хоть городские легенды, но тот же последний миг жизни многими воспринимается как окончательная "фотография" в матрице мира. Даруемая вечность. Совершил ты покаяние, получил отпущение, и - опа! Спасен! Ангелы несут душу Творцу. Спешат. Даже если ты Фауст проклятый, душу черту продал. Или вот - самурай. Надел чистое, наказал дневальному не пускать никого и завершил дело с честью. И вайс верса, не буду расшифровывать...
А про актуальную историю не буду. Сапиенти Сад.
5. Цитаты
Ну... Блин, порядка 50 цитат собрал. Отличнейших.
Но все, понятно, не привести. Лишь парочку...
На правах добросовестного (скромного) цитирования.
И в строгой зависимости от контекста!
- История языка - это история того, как одни люди убивали других, закапывали трупы и строили сверху счастливое завтра. Начиная с неандертальцев или еще раньше. Все покойники погребены в языке, а сверху разбит газон политкорректности. Под которым, кстати, тоже кое-кто уже прикопан.
*
Известно, что в ситуации перманентного стресса может произойти даже полное переформатирование человека. Стремление выжить в изменившихся условиях приводит к возникновению личности, ничем не отличающейся от оптимального социального, идеологического и культурного камуфляжа для локальной среды.
Маскировка подобной личности не нужна: совершенный камуфляж становится ее единственной сущностью, и никакая непрозрачность, никакая гносеологическая гнусность теперь невозможны.
*
- Ахерон сделан из наших мыслей. Из наших надежд. Из наших тайных желаний. Самое главное, из наших страхов… Когда ты вступаешь в него, Ахерон предлагает тебе все, чего ты искал и боялся при жизни. Ты увидишь это в лунной ряби. Если устремишься к чему-то из увиденного, ты, возможно, получишь это ненадолго в своем трагическом сне - но потеряешь из виду священную переправу. Именно поэтому мы всю вечность блуждаем во тьме. Ты не сможешь вернуться сюда до следующей смерти…
*
- Мы упиваемся тем, что появляется и расцветает. И упускаем из виду подходящее к концу. Так происходит не только с вещами и людьми, но с каждым нашим переживанием и мыслью.
.......
Наша жизнь есть связка множества событий, и каждое из них кончается маленькой смертью. Мы не замечаем бесконечной гирлянды смертей, потому что они спрятаны под лепестками цветка, за который выдает себя мироздание…[5]
*
Свет поднимается в каждой душе, ищет выход, мечется, старается изо всех сил - и, чуть повернув ржавые шестерни мира, исчезает вместе с породившей его душой. На смену исчезнувшему приходят другие, еще полные надежд и иллюзий, впрягаются сердцем в ярмо - и повозка мира, скрипя, катится дальше.
Почему я говорю про ярмо? Да потому, что самый возвышенный человек, стремящийся к свету, мало отличается от мула, тянущего телегу. Просто у них разная упряжь. Но копить сокровище на небе так же бесполезно, как собирать его на земле. Будь ты хоть трижды орфей, когда отгорит твой огонь, магистраты Аида объявят тебя певцом тьмы, а пишущий про тебя злопыхатель назовет пожилым купчиной.
......
Что ты творишь с нами, жизнь? Юные, мы беремся за непонятную работу и делаем из своего духа ключ, способный открыть любые замки - а когда нам удается распахнуть запертые двери, мы видим ту же арену, с которой пытались убежать.
.......
В юности наши души похожи на свежайшую и чистейшую ткань - и весь отведенный нам век ею вытирают гной мира, пока мы не впитаем в себя столько мерзости, что очистить нас может одна смерть.
*
Это будет миг бессмертия на время. Так выразился Пастернак. Одна из самых глубоких догадок человеческой поэзии. Единственное мгновение сознательной вечности, способное вместить меня целиком. К нему все готово. Вот это, мой друг, и был настоящий заговор.
6. Примечания и весьма, имо, интересные ссылки
-----------------
[1] Можно всмомнить еще очень, очень недурные, имхо, вещи П.Крусанова "Укус ангела" и "Бом-бом". Но о них по ряду причин сейчас лучше не говорить...
[2] Прямо даже сравните - Экселенц и Август (Ломас)
[3] Впервые это прозрела автор следующей рецензии
https://chto-chitat.livejournal.com/14811017.html[4] Лучшая из стратагем, как ни крути
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BC#36._%D0%91%D0%B5%D0%B3%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%E2%80%94_%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D0%B0_(%E8%B5%B0%E7%82%BA%E4%B8%8A%E8%A8%88_%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%8C:_z%C7%92u_w%C3%A9i_sh%C3%A0ng_j%C3%AC)
[5] Сравните с превосходной статьей Ш.Янга "Сила уходящего"
https://eroskosmos.org/the-power-of-gone/