Jun 23, 2019 10:23
Недавно я написал пост на предложенную тему, которая мне понравилась: «Пелевин и Бог. Христианский ли писатель Пелевин?»
Я высказал свое мнение и постарался его обосновать. Ничего характерно христианского я в Пелевине, как писателе, не вижу. В Бога он не верит и вряд ли когда поверит.
Но сейчас мне подумалось, что с точки зрения христианской церкви, а так же некоторых христиан писатель Пелевин вполне может выглядеть, как писатель христианский. Так сказать, от противного.
Православная церковь не терпит конкурентов. Это последовательно. Догматика церкви слаба, устарела, построена на слепой вере, куда ей противостоять молодым и наглым мистикам и эзотерикам.
Любой священник может внятно разъяснить, что все умствования, не санкционированные церковью и признающие, кто духов, кто астрал, кто запредельных сущностей, кто торсионные поля и индивидуальный духовный путь спасения, собственно, есть слуги дьявола, сознают они это или не осознают. И путь их ведет в погибель. (Забавно, что церковь как-то смутно дает понять, что такое «погибель». И правильно, все по НЛП, чем меньше информации, тем больше каждый сам от себя нафантазирует.) Но путь спасения, что ценно, для любого открыт. Надо только обратиться в церковь, покаяться, отречься от заблуждений, принять на себя епитимью (церковное наказание) и спасение во Христе гарантировано.
Я посмотрел на творчество Пелевина отстраненно и увидел, что он нигде не высказывается предельно категорично. Мол, что-то такое-то и такое может быть только таким. Но это понятно. Хорош бы ВОП был, если бы стал что-то проповедовать.
Далее, Пелевин изображает мир людей, служащих разнообразным своим о мире представлениям, довольно неприглядным. Собственно, это косвенное миру осуждение. Я думаю, что с точки зрения церкви большинство (если не все) герои произведений Пелевина шествуют в погибель, исповедуя то, что они исповедуют. И очень немногие вызывают сочувствие. Но даже и судьба таких, за редчайшими исключениями, весьма проблематична. Скажем, герой «Желтой стрелы». Да, он вырвался из отвратительных мирских пут, но куда он пошел? Неизвестно? Да, к Богу он придет, к Богу и, скорее всего, через церковь. И таким образом можно рассмотреть очень многих.
В сущности, для христианской церкви Пелевин весьма ценный писатель, потому что своим ярким творчеством он показывает все ужасы заблудшего и греховного мира. Да, его герои не обращаются к Христу, в Церковь. Но, поскольку они находятся на распутье, не удовлетворены, ищут, страстно ищут путь спасения, то крайне вероятно, что они его найдут именно в лоне Церкви. И вряд ли в лоне чуждого России буддизма, особенности которого нам в разделе описывает Астидора. Как-то он мало убедителен, заумен, да, честно говоря, не очень симпатичен. Я рад, что он подошел Астидоре, ну, а кому еще?
Вполне христианская Церковь может считать Пелевина своим союзником, а, значит, писателем, фактически христианским.
Что же касается Бога, то какие его годы? Еще уверует. Многие великие святые начинали с того, что были атеистами, агностиками и изрядными грешниками. Они и сами об этом любили рассказывать.
Как-то в поезде я разговорился со священником. Я ему сказал, что во мне нет веры. У меня ее действительно нет ни грамма. Он понимающе кивнул головой. «А ты попроси Бога дать веру», ― посоветовал священник. «Да, как же я могу просить веру у Бога, если я в него не верю?» ― возразил я. «А ты все равно проси», ― сказал священник. «Так, зачем?» «Потом поймешь», ― туманно завершил беседу мой религиозный наставник. Я просить у Бога веру не стал. Ну, а позже я, вообще, в этом вопросе разобрался. Теперь мне вера не нужна, у меня есть знание. Гнозис, если хотите.
вера,
пелевин,
религия,
христианство,
церковь