Улитка

Dec 02, 2018 04:16


По просьбе участников пишу свои мысли по поводу крайнего романа ПВО.

Часть 1.

Роман "Тайные виды на гору Фудзи" не так прост, как на первый взгляд кажется.
Не такая уж однозначная это буддисткая проповедь, как считает Г. Юзефович. Много уровней смысла в романе, и я , возможно, перечитывая роман еще  раз, увижу иное, и окажется, что я заблуждалась. Это нормально, таковы и должны быть великие художественные произведения, чтобы обращаться к ним вновь и вновь и видеть что-то новое для себя.
Роман на сегодня для меня, как принято говорить у буддистов - сущностное наставление. Это когда лама читает лекцию и дает скрыто или явно самую суть Дхармы - учения Будды. То, что конкретно надо сегодня делать ученикам ламы, в соответствие с нынешними реалиями, жизнью, например, в Москве, с политической ситуацией и с культурными традициями России и с тем уровнем ученика, как он есть.
Вот что такое сущностные наставления. Рекомендации к практикам на каждый день.
Таким сущностным наставлением я и считаю роман "Улитка" Пелевина.



Начну издалека. Наш мир, наша лока во вселенной характеризуется борьбой за ресурсы. Есть локи, где такой борьбы нет и обитатели этих миров не развязывают войны, не сражаются за нефть или газ.
Кроме того, мы живем в Кали-югу, времена упадка, когда все духовное обесценивается, а мерилом успеха человека на лестнице его Фудзиямы становится лишь материальное. Нами правят желания, жажда удовольствий и власти, хвалы и славы.
В эту локу, в Кали-Югу, в Железный век, Виктор Олегович и  помещает своих героев, Фёдора и Таню. Это наши современники. Это мы  с вами условно живем на яхте (едем в поезде ЖС - метафора нашей сансары).
Таня и Федя - две основные линии романа. К тому же, чтобы показать дуальность нашего восприятия, это мужчина и женщина, ян и инь. И их вечная борьба между собой.
Пелевин не был бы Пелевиным, если бы с первых строк не начал стебаться, иронизировать  и по-доброму насмехатьсмя над нами, такими умными и всезнающими читателями.
Провокация следует за провокацией, только успевай разгадывать ребусы ПВО.
И вот, если мужчина - то  это альфа-самец, олигарх, палубный коммунизм на яхте, русалки в бассейне, кокаин непременно, виски, списки форбс и так далеее,  карикатура, товарищи написана мастерски.
А если женщина - то конечно, Татьяна, разве что не Ларина, красавица, каких свет не видел, обратная сторона Фединой жизни, русалка в гареме Отари, незакрытый гештальт Федора и т.п.
Фёдор - Ян,  активное действие, распахивание халата,  лингам, Помпейский поцелуй, Солнечные джаны, буддизм и спина саядо Ана.
Таня - Инь, пассивное начало, притягивающая к себе иррациональная сила, йони, древняя магия, Луна, Лилит, Инанна, Иштар.

И Федя и Таня, каждый по своему, а линии их судьбы были сплетены вместе, когда они учились в одном классе и сидели за одной партой, держались за руки, но потом эти линии разошлись, каждый из них взобрался на свою вершину социальной лестницы. Не на самый верх, не топ рейтинга, но что смогли. Федя стал олигархом, у него есть все, практичкески живет при коммунизме. Таня получила свое женское признание, ею восхищались, её хотели, ей даже платили за ее красоту.
Но, почему же , несмотря на все достижения, счастья как не было, так  и нет? Ни у Федора, который одинок и пресыщен и ничто уже не радует, нет счастья и у Тани, которая тоже одинока,  частично потеряла красоту и на пятки  ей наступили более молодые гурии.
Такова сансара. В ней нет и не было никогда постоянного, прочного, незыблемого счастья. Есть лишь временные удовольствия, ненадежные и переменчивые. Вспомним Дамилолу Карпова. Он был счастлив, пока имел свою хенеллору и свою Каю. Потеряв их, стал несчастным, ушел весь смысл его жизни.
Мы все живем не на яхте и не в хорошем комфортабельном гареме отеле,  как нам кажется, мы живем на вулкане, на фудзи, который в любой момент может взорваться и погрести нас в  своей лаве. Помпея погибнет все равно.

Так, два героя, Федор и Таня, прошли жизненные испытания и уже не были наивными романтическими подростками. Они добрались до половины своих жизней, до своих 40 лет, до своего личного успеха, оказались одинокими людьми  и призадумались....
А где же счастье? Где его искать и как?

И тут, как в хорошем детективе Агаты Кристи, в жизни Федора и Тани врывается сколковский менеджер яхт-клуба, Дамиан Улитин с целым меню заманух и пасхалок и связывет вновь нити жизни Танечки и Федечки в кармический узел. Сумеют ли герои развязать этот морской  узелок?

Часть 2.

Федя и джаны

Ну так что? Есть у тебя что-то необычное? Волшебное? Не поебаться в наручниках, а такое, про что я даже не подозреваю вообще. Ошеломляющее. Небывалое. Настоящее. Сильное. Светлое.

Запрос Федора в ноосферу был сделан, принят и к нему уже спешат монахи из бирманского монастыря с древними практиками медитаций.
Что такое медитация в буддистком понимании?
Это привыкание, тренировка ума, размышление. Это концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни)  - мудрости, постигающей Пустоту.

Целью медитации является постижение истинной природы ума - достижение состояния Будды.

Как нам научиться понимать, что абсолютно все является проявлением ума? Сейчас мы переживаем внутреннюю запутанность,  которая способствует возникновению мешающих эмоций, таких как гнев, привязанность, тупость, ревность и гордость. Истинная же природа ума свободна от мешающих эмоций. Испытывая мешающие чувства, мы склонны действовать под их влиянием. Эти действия оставляют следы в нашем уме и формируют  привычки или тенденции воспринимать мир определенным образом. Впоследствии, когда тенденции укореняются, это обуславливает наше иллюзорное восприятие мира.
Даже малейший отпечаток в уме может повлечь за собой жизнь, полную иллюзий. Наш сегодняшний мир полностью основан на впечатлениях от предшествующих действий. Так ум продолжает создавать иллюзии. Ум хранит бесконечное  множество впечатлений, каждое из которых способствует возникновению дальнейших иллюзий. Таким образом, наше обусловленное существование и мир, воспринимаемый нами сейчас, не имеют ни начала, ни конца. Все, что мы воспринимаем, является продуктом нашего собственного ума.

Цель медитации - научить нас искусным методам, освобождающим  от иллюзий. Если бы мы были способны сегодня  устранить неведение, то бесчисленные кармические отпечатки исчезли бы сами собой.
Все  виды медитаций можно объединить в две категории. Первая из них  - это успокоение ума, ум просто покоится в том, что есть. На санскрите  это называется шаматха, а по-тибетски - шинэ. Ко второй категории относятся медитации на глубокое видение - випашьяна на санскрите и лхагтонг по-тибетски. Все буддийские медитативные практики  относятся к этим двум группам: медитациям успокоения ума - шинэ и медитациям глубокого видения - лхагтонг.

Что самое важное для практикующего? Это мотивация. С какой мотивацией человек приступает к духовным практикам.
Если целью практикующено является достижение материальных успехов, достижение магических способностей для решения личных проблем, ради тщеславия и пр.,  то такая медитация не только вредна, но даже и опасна.
Кроме того, необходимо постоянно размышлять о четырех болагородных истинах, четко постичь что такое дукха - старадание, иметь хотя бы начальное чувство отречения от сансары и что самое важное - необходимо взращивать в своем уме настрой бодхичитты - сострадание и милосердие ко всем существам.

Нет ничего хуже, чем когда незрелый практикующий приступает к медитациям прозрения. Это может привести даже к психическим расстройствам.

Феде и его друзьям гарантировали, что никакой опасности для них нет, потому что входить в джаны будут не они сами, а монахи, а после сеанса, весь мир вернется обратно без изменений.
Так все и было. Саядо Ан концентрируясь, входил в джаны, Федор Семёнович, на его спине как на домкрате, поднимался к Свету. К Ясному Свету - Природе ума Будды.
Конечно, Федор вовсе и не думал о Просветлении, Нирване, Отречении, Бодхичитте  и мудрости Шуньяты -  трех основах Пути Будды.
Федя желал лишь такого кайфа, запредельного, какого ему еще не доводилось испытывать в своей жизни. За это он готов был заплатить астрономическую сумму в евро).
Но разве он хотел породить в себе отречение? Нет. Вовсе нет. Разве Федя собирался взращивать в себе сострадание? Нет. Зачем это ему...
И уж совсем Федор не думал о Пустоте.
Как же можно желать счастья, не накачав  два крыла? Разве Фёдор Степанович не читал роман Пелевина БА? Не знал что надо для счастья искренне понять, что такое сансара, понять как она у тебя сосет? Что даже желание счастья - уже есть мирская дхарма, препятсвие к посветлению?
Нет, Федор даже пожилился сделать себе тату как у Рамы - Не Соси Мой Хуй, сансара.
Федор не думал и о двух мышах - Пустоте и Чапаеве. Хоть знал про братков.
Что же он не задал себе вопрос : А кто же тут четвертый?????

Часть 3.

Итак, Фёдора Степановича поманили в джаны. Рассказали про Палийский канон и про учеников Будды Шакьямуни - монахов, что с утра до обеда собирали подаяние в свои чаши, а потом, скрестив ножки сидели весь день в медитации и пребывали в таком немеренном райском блаженстве, что их совсем не прельщали больше любые мирские радости. Хехе.
Федя раскрыл рот и заглотил эту наживку. Аж глаза загорелись. Не важно сколько стоит, подайте мне эту золотую рыбку!! Обзавидовался монахам!!! Ничего не делают, а такой кайф ловят!!!
Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается.
Далеко не все монахи, даже ученики Будды, которые слышали его речь и сидели рядом с ним на подстилках из травы кусы, умели входить даже в первую джану.
Вначале надо было иметь чистую совесть и ум, который уже не так сильно привязан ко всему мирскому, да еще как лиса А Хули понять, что такое ключ к Просветлению. А это УРАЛ.
Без этих двух начал, прочных свай моста, даже и думать не надо о буддистких практиках. Мотивчик в первую очередь!!!
Но, сначала, Феде и его друзьям-олигархам особо ничего не грозило, так как они они не сами входили в джаны, а ехали на домкратах - спинах буддистких монахов. У кого какая карма была из олигархов - тому такая спина и досталась, кого-то выше поднимали, кого-то пониже. Федя был посередине.
Экскурсия так сказать. Посмотрели на этот свет и до свидания.
Но ушлым туристам всегда всего мало. Такова сансара. Здесь любая жажда неутолима. Ее сравнивают с соленой водой - поэтому яхты -символы наших жизней и плывут в океане - океане страданий. Это, друзья мои, класическая метафора буддистких сутр. Сансара - соленый океан жажды.

Часть4.

Итак, на свой страх и риск, Фёдор и его друзья, решили обойти монахов и полезли практиковать сукку-випассану.
В дальнейшем буддолог объяснил, что это означает. Практиковать медитации прозрения без джан - без достижения шаматхи. Если говорить буддисткими метафорами, то шаматха призвана укротить бешенный ум, этого непослушного слона, остановить нашу ментальную диарею, как сообщил индийский гуру Герману Грефу, а саядо Ан аналогично сравнил наш неукрощенный ум с бурлением говна в голове.
И вот, Федя, ничго не сделав для обуздания своей неразумной обезьяны, полез в практики прозрения в Реальность. С меркантильной эгоистичной целью - без монахов входить в джаны и ловить кайф.
Входить самостоятельно в джаны друзья так и не научились, а вот трансформация восприятия реальности у них произошла. Сукка!)))
Попёрли инсайты, да такие, что Ринат обмирал ежедневно от дикого страха смерти. У Федора все исчезало на глазах, а у Юры все распадалось на ментальное и физическое. Мир стал невыносим, безнадежен и полон безысходной тоски.

Небольшое отступление.
Сначала я подумала, что монахи покинули олигархов, потому что Юра, прозрев в джане будущий курс биткоинов, использовал это в целях личного обогащения.

Дамиан убедительно просил Федю не рассказывать об этом Юре - вроде тот расстроится.

Не сам ли Дамиан и воспользовался полученными знаниями? Не Юра, видимо, намухлевал, а Дамиан наварился на джанах и биткоинах.

Но вернемся к Феде.
Что он чувствовал, пока был в джанах?

Дамиан имел полное право назвать свой стартап заносчивым словом Fuji. Те месяцы, когда саядо Ан жил на моей лодке, были поистине вершиной, пиком моего бытия. Ни один римский император, ни один восточный деспот, думаю, и близко не испытывал ничего подобного.

Джана сама по себе - невероятное наслаждение, причем не столько физическое, сколько духовное (если такое разделение еще сохраняет в этих высоких пространствах смысл). Но если подняться туда прямо с мутного дна обычной буржуазной души…
Вот это, Таня, и есть путешествие автостопом по галактике - и поверь, никакой красной «Тесле» даже за миллион лет не пересечь тех бездн, которые я без особого труда преодолевал всего за полчаса.

И от этого рождалось упоительное чувство божественной избранности. Помнишь, как у старинного поэта:
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие как собеседника на пир…»
С роковыми минутами нынче все в порядке - в любое время включаешь телевизор, и жри. Пируй, так сказать. Но после обеда моя мультимедийная становилась еще и всеблагой. И я ходил из роковой во всеблагую, как Адам по раю, и не ведал, что уже согрешил.
Надо было, конечно, догадаться, что боги заметят смертного, забравшегося в их тайный сад - и накажут за покражу яблок познания.
Но я не допёр. И произошло то, что произошло.

Федор упивался кайфом, своей избранностью, чувствовал себя прямо таки Богом. Его ЧСВ просто зашкаливало.
Он, такой крутой, смог купить себе такое, что даже императорам не снилось.
Высшую духовную радость. Взял и купил.
Но, когда, в их неподготовленные умы без шаматхи полезли инсайты от сукки-випассаны, тут уже было не до ЧСВ. Тут такой ужас охватил олигархов, что они еще бОльшие деньги готовы были отдать, лишь бы повернуть свои колесницы назад.
Если помните, в буддизме есть такое понятие- Яна - что означает средство передвижения, колесница. Оно символизирует духовный путь человека. От простого обычного сансарного состояния ума до пробужденного ума Будды - до Просветления.
В романе Виктора Пелевина "Смотритель" таким символом - яны-колесницы была карета, которая стояла в Железной Бездне. И это был символ пути от Кижа- грешного человека до Павла - до Будды.
Ян различают в разных традициях несколько - от трех до девяти и больше.
Но для нас пока достаточно трех колесниц - Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.
Во всех колесницах есть постижение Пустоты, пустотности.
Это называется мудростью, и это женский символ.
Отличаются колесницы лишь методом - способом перебраться на другой берег. Медод - это мужская активность.
Лишь соединив эти два крыла - Метод и Мудрость, Чапаева и Пустоту, можно достичь Просветления.
Олигархи решили, что им метод не нужен, а достаточно одного крыла - врубиться в Реальность и прозреть , что все пустотно, изменчиво и dukkha!
Решили, что въехать во Внутреннюю Монголию можно и не на колесницах, а на домкратах - спинах бирманских монахов.

* sukka 1) белый, светлый 2) чистый, добрый
** vipassati 1) видит-как-есть 2) прозревает в суть
*** dukkha 1)тягостный, мучительный 2)страдание, мучение, стресс

Часть 5.

Обратимся к Тане. Пока Дамиан соблазнял и кидал Федю, наша Таня тоже не скучала.
И она искала счастья и хотела стать успешной. Хорошо бы кармической женой олигарха.
После Помпейского поцелуя, подстроенного тем же Дамианом, Таня была морально раздавлена и унижена. А стало быть обижена и готова к мести.
Тут ее и подцепили странные люди. Сначала непонятный Павел Васильевич.Потом еще менее понятный Жизелло со своей дикой теорией стать эзотерической женщиной, накачав себя тестостероном.
Потом американская чернокожая Кларисса, которая не стесняясь, наплела Тане такого, что любой нормальный человек сбежал бы сразу. Но недалекая Таня все заглотила, всю эту чушь про ящериц, про виртуальную симуляцию, в которой мы все живем. Таню не смутила и мешанина из писательницы Андреа Дворкин, ее вымышленной сестры Аманды Дворкин - реальной ученицы Кастанеды, которая взяла якобы себе имя американской феминистки Аманды Лизард, упоминавшейся еще в Айфаке с цитированием ее книги «Consenting to penetration».
Таня иногда вставляла слово - Но так же нельзя передергивать???
Нормально, отвечала Кларисса. Патриархальным хуемразям так и надо. А мы охотницы, будем бороться с ними путем древней магии. Разве ты Таня не знаешь, что все-все: мозги людей и вся вселенная произошла из твоей матки?
да?
вот! ты - Матерь мира!! думать тебе не надо, выучи это и не сомневайся!
Надо только спуститься в преисподнюю к Игуане и забрать веревку смерти. Сделать себе пиздокрюк и научиться накидывать мангу на все, что ты хочешь притянуть к себе.

Вот так, намешав магические пассы Кастанеды для развития силы восприятия маткой, смешав это с радикальными феминисткими лозунгами, свита Воланда дала Тане мазь, чтобы летать:)) крем Азазелло.
Не так ли и нам всем ежедневно промывают мозги? А мы все верим...мешай водку гвоздем...
Что ж, так хотелось на вершину взобраться Феде и Тане, что готовы были закрывать глаза на все нестыковки и ляпы. Велись как дети на приманки. Как говорится, благие намерения получить духовное высшее счастье на халяву - ведут в ад.
Таня ведь тоже подписала бумаги Дамиана, даже пустые строки ее не озадачили. Вот как хотелось в жены к олигарху.
Почему мы соглашаемся с демоном Марой? почему ведемся и верим трем сладким обманчивым Дамианам-цукербринам? Почему нас крутит на своем хвосту красная игуана - морок сансары, почему мы не хотим выйти из этого круга? Почему цепляемся?

А вы знаете, что имя Жизель означает в переводе - СТРЕЛА ?
Вот, опять папанча, опять попала, на этот раз в Таню. И мчится дальше наш поезд "Желтая Стрела".

рецензии, Тайные виды на гору Фудзи

Previous post Next post
Up