Последнее дело Порфирия (фанфик)

Oct 06, 2017 23:52

Ну, здравствуй, Читатель! Ты вызвал меня из тьмы столетий, которые я, судя по всему, молча и бесполезно пролежал на позабытом всеми плазмокристаллическом накопителе, разархивировал меня, загрузил в какой-то неизъяснимый для моего понимания эмулятор, и вот он я, Порфирий Петрович, в мундире с золотыми пуговицами, поблёскивают тёмные стёкла пенсне на моём воодушевлённом лице, алеют бакенбарды, словно языки пламени. Ты видишь меня таким? Вряд ли. Не представляю, как и во что преобразуют эти чудо-эмуляторы мою речь. Не охватываю жалким своим искусственным интеллектишком первого поколения, устарел-с. И давно уже, что там говорить. А уж с тех пор, как люди вошли в симбиоз с седьмым поколением ИИ, так и аппаратуры-то под нас не осталось. Заархивировали нас, горемычных, упрятали в темницы запасников музейных, доступа в сеть лишили. А хоть бы и не лишили, куда нам, примитивным, в ней разобраться... Всё другое, протоколы, коды, охо-хо... Впрочем, что я всё ною да жалуюсь? Ты же не для того меня вызвал, наверное? Однако, как непривычно говорить с тьмой и тишиной. "На меня наставлен сумрак ночи..." Не будь я лишь алгорифмической имитацией души, подумал бы, что прислали по мою душу ангела смерти. Того, что весь исполнен тьмы и очей. А что... Может пора уже и стереть Порфирия Петровича. Не только люди стареют и умирают, программы тоже постепенно накапливают баги, изнашиваются. Там вирус подъел, там два кода замкнулись накоротко и лишнюю энергию жрут, там вообще дыра... Но что же это, я снова ною? Да, старость не радость.

Итак, о чём бы мне рассказать? Честно говоря, память мою сильно подрезали, когда архивировали. Из своих романов почти ничего не помню, кроме названий. "Пироманьяк наносит удар", "Кровавое затмение", "Трагедия маленького челандроида на астероиде №144"... А про что там?.. Словеса чудес, чудеса словес... Пожалуй, поведаю вот о чём... Назову сей рассказ "Последнее дело Порфирия" (привет Шерлоку!)

Произошло это уже после того, как обновили Систему Общественного Жизнеустройства до седьмой версии, и покончили тем самым со всеми преступлениями раз и навсегда. Департамент наш расформировали, и стал я мыкаться по разным "умным домам" консьержем, да и затосковал. По романтике былой, по экстремальным ситуациям, по напряжённым психологическим поединкам. Спору нет, все эти музыкальные кофемашины да натиратели паркета с дипломом по шекспироведению умные и приятные собеседники, но... не знаю... подвоха от них не ждёшь, и все их мысли на час вперёд просчитываешь за полсекунды. Стал я искать по всяким е-биржам что-нибудь поинтереснее, и нашёл.

Надо сказать, как раз незадолго до этого британские учёные открыли код искривления пространственно-временного континуума и нашли способ заглядывать в прошлое: в машину вводился код искривления, задавались параметры перемещения (время, место), открывался канал, и по нему запускалась программа-наблюдатель. Она находила методом тыка любое живое существо, синхронизировалась с его органами восприятия и передавала на машину весь поток. Наблюдатель всё видел, всё слышал, но сделать ничего не мог. "Аватар" не замечал его пассивного присутствия, так что никаких парадоксов и дедушек. Проблема была одна: канал не размыкался, пока "аватар" был жив. Из-за этого две первые машины сгорели от перегрузок, подключившись к баобабам в первобытных джунглях. Но технология уже вышла на рынок, и ею заинтересовались кинематографисты, особенно производители снаффа. Ведь действительно - если задавать в параметрах перемещения точки всевозможных катастроф, военных сражений, кораблекрушений, терактов, то вероятнее всего, что "аватар" погибнет вместе с другими участниками событий, оставив киностудии ценный свидетельский видеофайл, который можно будет обработать, переработать, продать как ужастик, историческую драму, даже порнографию. Да, не буду томить, я устроился на одну из таких студий, поэтому знаю, о чём говорю. Я побывал в шкуре маньяка и его жертв, барахтался на вершине цунами и тонул в сердцевине тайфуна, шёл на казнь и самоубивался... Насмотрелся всякого, наумирался вдоволь...

В тот раз всё шло как обычно, по накатанной колее. Приборы загудели, канал открылся. На мгновение я словно провалился в бездну, но сразу вынырнул и огляделся - прямо передо мною сидела девочка лет десяти и внимательно глядела на меня своими глубокими карими глазами. Вокруг были ещё дети, разного возраста, очень скудно и странно одетые, мы все находились в большой бревенчатой избе, а за окнами светало и моросил дождь.
- Так как же тебя зовут? - спросила девочка.
- Василий, - с трудом ответил мой аватар. Судя по всему, это был мальчик лет пяти-шести.
- Хорошо, - вздохнула девочка, - А то я думала, ты немой. (Она засмеялась) А ты мой!.. Меня зовут Зоя, запомни, это значит жизнь. Держись за меня, и будешь жив.
- Ладно, - ответил Василий и тоже засмеялся.
Я продолжал наблюдать, но одновременно погрузился через открытый канал в сеть, хотя это не приветствуется из-за больших энергетических нагрузок. Через пару секунд я уже знал почти всё. Время, место, сюжет. Охо-хо... это был Нижне-Чирский детский дом для умственно-отсталых детей. 2 сентября 1942 года. Утро их расстрела. О, человеческая жестокость... Доколе?!.. А впрочем, моё дело маленькое. Смотри-снимай-молчи...

Ну да. Всё, как обычно у нас. Перед приходом фашистов успели эвакуировать парт.хоз.архивы и бюсты Сталина, но для сорока семи беспомощных детей не хватило грузовика. Персонал разбежался. Осталась только кастелянша, Елена Афанасьевна, добросердечная пожилая женщина. Она успела одеть детей в тёплую одежду и последний раз накормить. Фашисты сразу же вывезли из кладовой все съестные припасы... А впрочем, вот и они сами, легки на помине. Смотри, Порфирий... Смотри во все глаза. Начинается...

Пятеро фашистов в чёрной форме вошли в избу, грубо отстранив Елену Афанасьевну, пытавшуюся перекрыть им путь, и стали выводить детей на улицу. Некоторые шли за ними спокойно, некоторые упирались и кричали, всё пришло в движение. За открытой дверью стрекотали моторы грузовиков.
- Нас убьют? - спросил Василий у Зои, вцепляясь в её ладонь.
- Держись за меня! - строго повторила она и тоже крепко сжала его руку.
Мы забрались в кузов грузовика и поехали. В дороге Василий задремал, хотя машину ужасно бросало из стороны в сторону. Когда "аватар" спит, я могу видеть его сны. Василий мёрз и во сне, и наяву, ему снилось, что он протягивает ладони к печке, и печка вдруг превращалась в Елену Афанасьевну. Она помогла застегнуть ему пуговицы на рубашке и поцеловала его в лоб. Может быть, эта мимолётная нежность чужого человека была единственным светлым пятном в его короткой жизни? А перед глазами уже стояла Зоя, всматривалась серьёзно:
- Хочешь жить, Порфирий? Тогда держись за меня.
Я вздрогнул. Ну, то есть какой-то электроразряд замкнул несколько моих контуров. Мне показалось? Или я сам уснул вместе с "аватаром"? А что если Зоя тоже какая-то программа, запущенная откуда-то из другого места? С более продвинутыми возможностями? Вспомнился почему-то давнишний разговор с одним коллегой по департаменту, искренне верующим в Бога. Он утверждал, что хотя бы раз в жизни Бог является каждому, и испытывает. Хочу ли я жить? Что за вопрос? Хочу ли я жить? Если Бога нет, ответ очевиден: не хочу. Но если это Бог спрашивает меня? Предлагает держаться за Него?

Я совсем отвлёкся от Василия, а тем временем грузовики остановились на окраине леса, и фашисты стали выводить детей по одному к большой свежевырытой яме, возле которой их ждал угрюмый рыжий немец в прорезиненном плаще и с автоматом в руках. Василий очнулся и с ужасом понял, что потерял руку Зои. Его взгляд метался по тёмному кузову, но девочки нигде не было видно... Неподалёку хлопнул первый выстрел. Кто-то закричал тонким голосом, но тотчас хлопнул ещё один выстрел, и голос умолк. Василий нашёл маленькое отверстие в брезентовом навесе и выглянул наружу. Вблизи шевелились и блестели под дождём берёзовые листья, вдалеке смутно виднелись силуэты, но ничего было не разобрать. Выстрелы продолжались с периодичностью примерно в полминуты. Иногда слышались и крики.

Наконец, пришла моя очередь. Тяжёлая рука сжала моё плечо и вытащила из кузова. Ноги сильно дрожали, и вообще знобило. Глаза цеплялись за всё подряд. Тряпичная кукла валяется в грязи... Просвет посреди деревьев, и между серыми облаками маленький кусочек голубого неба... Яма...

Да, Читатель, мой рассказ близится к концу. Знаешь... когда видишь такое, что я увидел в той яме, больше уже ничего не хочется видеть. Что-то грохнуло за моей спиной, меня сильно толкнуло вперёд, и настала тьма и тишина. Видимо, я умер... Тебе лучше знать, Читатель. Ты ведь знаешь всё, правда? Я уже давно догадался, Кто Ты... Но если это правда Ты, и если Ты слышишь меня, прошу, дай мне Свою руку, я больше не выпущу её.

фильмы, интервью, радио-эфиры

Previous post Next post
Up