Эти машины были созданы к произведению
Федорова В.В. "Симбиот" В январе 1940 г. в конструкторском бюро Кировского завода СКБ-2 под руководством Ж.Я. Котина были развернуты работы по созданию нового легкого танка сопровождения пехоты, предназначавщегося для замены танка Т-26. Ведущим инженером по проекту был назначен А.С. Ермолаев.
Проект танка "Обьект 211" предусматривал два варианта танка: первый - пушечный с тяжелым бронированием и литыми деталями корпуса, второй - пулеметный с легким бронированием.
Несколько позже по заданию Главспецмаша НКСМ к работе по созданию нового танка сопровождения пехоты подключился и завод № 174.
Тактико-технические требования к
танку "Обьект 126-2" по заданию Главспецмаша НКСМ:
Боевая масса, т 14-16
Максимальная скорость, км/ч 30
Двигатель В-3 (завод № 75) мощностью 250-300 л.с.
Подвеска торсионная
Трансмиссия механическая типа Т-26-1, второй вариант - гидромеханическая
Вооружение:
спаренная установка:
пушка 1 - 45 мм
пулемет 1 - ДС
дополнительное 1 - ДС или огнемет
Броневая защита корпуса и башни, мм 40
Радиус действия (запас хода) Тот же, что у Т-26-1
Среднее давление на грунт, кгс/см2 не более 0,7
Размеры машины длина та же, что у Т-26-1
Испытания дизеля В-3 были успешно завершены, а его серийный выпуск на заводе № 75 планировались начать осенью 1940 г.
Разработанный проект танка "Обьект 126-2" имел переднее расположение трансмиссии и установку двигателя в средней части корпуса вдоль левого борта (это позволило за счет увеличения ширины танка на 75 мм уложиться в длину танка Т-26). При этом расчетная масса танка не превысила 15 тонн. При необходимости в трансмиссии танка можно было использовать бортовые фрикционы и даже коробку передач танка А-32.
24 марта 1940 г. проект танка "Обьект 126-2" завода № 174 был предъявлен в АБТУ КА для рассмотрения. В это же время для рассмотреня был предьявлен и проект танка СП КБ Кировского завода - "Обьект 211", разработанный по одним и тем же ТТТ что и "Обьект 126-2".
Проект танка "Обьект 211" имел аналогичное проекту танка "Обьект 126-2" расположение двигателя, но трансмиссия и ведущие колеса распологались в кормовой части корпуса.
При рассмотрении проектов танков особые претензии вызвало боковое расположени двигателя непосредственно рядом с боевым отделением. Из резолюции:
"...Проектные работы по танкам "Обьект 126-2" и "Обьект 211" продолжать... изменить компоновку, с целью исключения двигателя в боевом отделении. Указанные работы завершить не позднее 1 июля сего года."
29 апреля 1940 г. Наркомом обороны СССР были уточнены ТТТ на танк СП ("Обьект 126"), в которых, кроме всего прочего, предусматривалась защита на всех дистанциях от бронебойных снарядов калибра до 45 мм включительно (лоб, борт, корма и башня - 45 мм, крыша - 20 мм, днище - 15 мм). При этом боевая масса ограничивалась 13 т.
Комиссия по танкам СП (создана приказом НКО № 0019 от 5 мая 1940 г.) рассмотрев различные проекты и макеты, а так же учитывая результаты проверки броневых плит обстрелом на Мариупольском заводе, к середине июня выявила необходимость уточнения ТТТ броневой защиты и веса танка СП. Необходимо было увеличить толщину лобовой брони корпуса и башни до 55 мм, крыши с 20 до 30 мм (для обеспечения защиты от 20 и 37-мм пушек пикирующих бомбардировщиков), днища с 15 до 20 мм (от мин). Масса машины при этом возрастала до 17 тонн.
Эти изменения были быстро утверждены постановлением Комитета обороны СНК 26 июня 1940 г. Однако почти сразу пришло новое указание за подписью Ворошилова о том, что "крайне нежелательно увеличение веса танка СП свыше 13 тонн, учитывая, что это неизбежно снизит маневренность...".
Акты комиссии и решение на изготовление опытных образцов танка СП были утверждены Куликом 9 июля 1940 г. В августе-сентябре 1940 г. завод № 174 изготовил два опытных образца танка Т-126СП, которые имели классическую схему компоновки (мини Т-34). Масса первого образца с 45-мм броней (защита равноценна Т-34) составляла 16,9 т.
Принятие "классической" компоновки и навязываемый сверху вес порядка 13 тонн во многом опредилило судьбу
Т-50, который задумывался как самый массовый танк Красной Армии.
Однако, как видно выше, была вероятность принятия другой компоновки - двигатель в "Обьекте 126-2" мог был сдвинут не назад, а вперед. Тогда опытный танк Т-126СП-А (А - альтернативный) мог бы выглядеть следующим образом:
Использована башня от опытного танка Т-50 ЛКЗ. Укладка боекомплекта показана неполностью.
Боевая масса 16,5 тонн
Экипаж 4 человека
Вооружение:
Пушка 1 - 45-мм 20-К обр.1934 г. (боекомплект 150 выстрелов)
Пулемет 2 - 7,62-мм ДТ (боекомплект 6250 патронов)
Броневая защита (мм/град):
Корпус:
Лоб:
верх 45/60
низ 45/50
Борта 45/0 и 40/40
Корма:
верх 40/50
низ 40/40
Крыша 20
Днище 20
Башня 45
Скорость движения максимальная, км/ч 35
Число передач 4/1
Двигатель В-3 мощностью 270 л.с. при 1940 об/мин
Среднее давление на грунт, кгс/см2 0,68
Ширина гусеницы 400 мм
Емкость топливных баков 450 л
Подвеска индивидуальная торсионная
Испытания завершилсь 28 сентября 1940 г. (как и в РИ). По результатам испытаний и с учетом характеристик немецких танков (в частности Т-3 был всесторонне изучен и испытан летом 1940 г.) 20 октября 1940 г. было принято постановление о необходимости усиления мощности вооружения (в РИ принимались постановления об установке на Т-50 76,2-мм орудия, но выполнены не были). Кроме того, учитывая успешные действия немецких мехподразделений, было принято решение о создании бронетранспортера на удлинненом шасси Т-126СП-А.
Таким образом, на базе Т-126СП-А были разработаны и в конце декабря 1940 г. построены опытные экземпляры следующих боевых машин:
- танк с 76,2 мм орудием Ф-34 (планировалась Ф-32, но как раз подоспела Ф-34),
- БТР с 12,7-мм пулеметом ДШК;
- БМП с 45-мм мощной пушкой типа ВТ-43.
Представленный в декабре 1940 г.танк Т-50-76-А с 76,2-мм пушкой Ф-34 по аналогии с танком КВ, который именовался "средний танк с тяжелым бронированием", классифицировался как "легкий танк с тяжелым бронированием". На его конструкцию оказали влияние изученные немецкие танки. В РИ подобные рекомендации были направлены 18 октября 1940 г. за подписью заместителя начальника ГАБТУ КА воен.инженера 1 ранга Алымова. В частности, диаметр погона на свету был увеличен до 1600 мм, размер башни обеспечивал нормальное размещение 3 человек, лобовая броня была увеличена до 55 мм, топливные баки были отделены герметичной перегородкой, изменена конструкция коробки передач и в корме был установлен люк для погрузки боеприпасов, заправки топливом и эвакуации экипажа.
Были представлены опытные танки Кировского завода и завода № 174, которые имели примерно одинаковый внешний вид и разное бронирование.
Кировский завод использовал опыт создания танка "Обьект 211". В РИ в рамках этого проекта были созданы башни и отлит корпус с толщиной брони 20, 40 и 45 мм. Изготовленные трехместные башни имели толщину брони 50-55 мм. Боевая масса машины с 45-мм орудие составляла 14 т.
Установка новой башни с 76.2-мм орудием Ф-34, увеличение толщины лобовой брони и длины корпуса привело к возрастанию боевой массы танка до 18 т.
Завод № 174 представил танк со сварным крпусом и башней из катанных листов гомогенной брони высокой твердости. Такая броня толщиной 37 мм обеспечивала защиту даже лучше, чем 45-мм броня Т-34. Таким образом, за счет более тонкой брони боевой вес танка составил 17 т.
На обоих танках был установлен улучшенный двигатель В-4 мощностью 300 л.с. при 2000 об/мин ( таким образом энерговооруженность составила 16,67 и 17,65 л.с./т соответственно) и новая коробка передач. Это обеспечило максимальную скорость обеих машин 55 км/ч и 30 км/ч по проселку.
Среднее давление на грунт составило 0,66 и 0,62 кгс/см2 соответственно.
Несмотря на то, что порезультатам испытаний не было выявлено существенных отличий между машинами, Кировскому заводу было рекомендовано для снижения веса уменьшить толщину цельнолитого корпуса за счет использования брони высокой твердости (Br = 2,85-3,05).
Благодоря большому погону (1600 мм) и изначально просторной башне в 1943 г. на танк Т-50-А довольно легко и с относительно малыми изменениями была установлена 85-мм пушка.
Появление легкого танка, не уступающего Т-34 ни в бронированиии ни в вооружении, но при этом существенно меньшей боевой массой и с более простым в производстве и доведенным двигателем (хоть В-4 и "половинка" В-2, но доводка и производство рядной шестерки значительно легче, чем V12), привело к пересмотру взглядов на концепцию среднего танка. В результате этого Т-34 пошел в массовое производство только во второй половине 1942 г. максимально похожий на Т-44 с уже доведенным двигателем В-2 и изначально расчитатанный на установку орудия калибром 100-107 мм.
Кроме танка в декабре 1940 - январе 1941 гг. на разработанном шасси была представлена опытная машина принципиально нового типа, получившая впоследствии название "Боевая машина пехоты".
Боевая масса, т 16
Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади
Экипаж, чел 4
Десант, чел. 8
Бронирование:
Лоб корпуса (верх), мм/град 35/60
Лоб корпуса (низ), мм/град 45/50
Борт корпуса (верх), мм/град. 20/40
Борт корпуса (низ), мм/град. 25/0
Корма корпуса, мм/град. 25/20
Крыша корпуса, мм 20
Днище, мм 15
Башня, мм 35
Двигатель В-4 мощностью 300 л.с. при 2000 об/мин
Скорость максимальная, км/ч 55
по проселку, км/ч 30
Удельная мощность, л.с./т 18,75
Среднее давление на грунт, кгс/см2 0,5
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Вооружение: 45-мм пушка типа ВТ-42/43
2 7,62-мм пулемета ДТ
На рисунке показана трехместная башня от
танка Т-50 производства завода № 174 1941 г. (только заменена 45-мм пушка 20-К на ВТ-42/43).
Десант размещен так же, как и в БМП-1. Топливные баки расположены между и под сиденьями десанта.
Длинноствольная танковая пушка создана на основе 45-мм полуавтоматической универсальной пушки 80-К (спроектирована в КБ завода №8 им. Калинина под руководством М. Н. Логинова, проект закончен 29 октября 1940 г.). В результате получилось орудие примерно соответствующее ТТХ пушки ВТ-42/43.
Практически одновременно с опытными танками Кировского завода и завода № 174 был представлен аналогичный танк завода № 183 (ХПЗ). Эта инициатива ХПЗ была связана с тем, что производство танка Т-34 было отложено (отправлен в доводку до уровня Т-44) и в производственной программе завода остался только безнадежно устаревший БТ-7.
Танк ХПЗ отличался в первую очередь подвеской (имелись и другие отличая - наклонный передний лист крыши корпуса и т.д.). На нем была использована подвеска Кристи, полностью аналогичная подвеске Т-34. Вообще, в представленной машине были максимально использованы все наработки завода по Т-34. Таким образом опытный танк ХПЗ ни по технологии производства, ни по ремонтопригодности, ни по ни по другим параметрам не отличался от Т-34. Различия сводились к компоновке, размерам, весу и двигателю.
На рисунке представлен вариант танка с упрощенной шестигранной башней (т.н. "гайкой").
Бронирование машины было так же полностью аналогично Т-34.
Толщина брони, мм/угол наклона
Корпус
Лоб (верх и низ) 45/60
Борта 45/0 и 40/40
Корма 40/50 и 40/45
Крыша 20 (передний наклонный лист) и 16 (задний лист)
Днище 20 (передний лист) и 13 (задний лист)
Башня
Лоб, борта, корма 45
Маска 25
Крыша 15
Двигатель В-4 300 л.с.
Удельная мощность 16,67 л.с./т
Скорость максимальная 55 и 30 км/ч по проселку
Вооружение 76,2-мм пушка Ф-34 и пулемет ДТ
Боевая масса 18 тонн.