Танкетки на новом витке - боевые машины минимальной высоты и минимальной ширины

Dec 15, 2009 15:09

"Техника молодёжи" (5, 2000):

"Кавалерия завтрашнего дня"

Лев РЖЕВСКИЙ, слесарь



"Все века своего существования именно кавалерия объединяла в себе такие важнейшие для войска качества, как маневренность и ударная сила. В машинном XX столетии ее заменили - как сначала казалось - танки, но они очень быстро превратились в движущиеся крепости. Ударная сила сохранилась и преумножилась, а вот маневренность осталась только по хорошим дорогам или ровным сухим полям.

Все многочисленные попытки создать механический аналог лошади натолкнулись на противоречие между защищенностью (а значит, - массой) и подвижностью, для которой требовалась большая тяговооруженность, то есть мощный двигатель и высоконагруженные агрегаты шасси. В свою очередь, недостаточная подвижность облегчала противнику попадание в машину, требовала более толстой брони (опять массы) - и так далее...

Я же предлагаю вернуться к старой идее, но на совершенно новой технической основе, для чего полностью пересмотреть компоновку боевой машины, и в особенности - ее ходовой части. Сегодня она, как правило, гусеничная. Бесконечная кольцевая лента из металлических траков, соединенных шарнирами. Казалось бы, давление на грунт (показатель проходимости) определяется площадью опорной поверхности, или размерами ленты, траков. Но вес танка передается не на всю эту поверхность, а через множество опорных катков на какую-то ее часть! Следовательно, траки должны выдерживать определенные - немалые - изгибные нагрузки, быть прочными и жесткими, а значит, - толстыми и, в конце концов - тяжелыми. Что, в свою очередь, повышает разрывающие нагрузки на ленту и уменьшает допустимую скорость движения.

Если бы лента была гибкой, эластичной, легкой... Но тогда ее продавят опорные катки. Их число можно увеличить, уменьшая нагрузку на каждый - как попробовали в войну немцы, применив характерное «шахматное» расположение катков. К счастью (для нас) эта система забивалась российской грязью, которая потом замерзала на российском морозе... Сегодня можно попробовать опираться на гусеничную ленту просто гладким днищем корпуса с соответствующим покрытием. Да только, во-первых, сколько такое покрытие будет стоить, во-вторых, - как его эксплуатировать, а в третьих, жестким днищем, на большой скорости, по нашим ухабам...

Выходом будет воздушная подушка! То есть корпус танка «летит» на воздушной прослойке над гусеницей. Зазор между корпусом и лентой можно закрыть традиционной юбкой, расход воздуха при этом минимизируется и нет характерных для аппаратов на воздушной подушке (АВП) проблем с удельной мощностью. Далее, с грунтом сцепляется не воздух, а резиновая лента, скольжение которой не меньше, чем обычно - и уже вполне по силам недоступные традиционным «подушкам» уклоны.

Элементарные расчеты показывают, что для легкобронированной боевой машины достаточно двигателя легковушки - «жигулевского», например, - однако для этого пересмотреть придется не только конструкцию гусеницы. Впрочем, многие дальнейшие решения достаточно очевидны. В идеале, площадь опорной поверхности должна быть равна площади вертикальной проекции машины. Прекрасно, обойдемся одной гусеницей, во всю ширину корпуса. Далее, на высоте до 1 м от земли танки почти не поражаются, то есть чем они ниже, тем лучше - так давайте поместим корпус внутрь гусеницы, как у первых английских «коробочек»! Что, кстати, позволит им преодолевать препятствия большей высоты.

Трансмиссия тоже практически автомобильная, легкая и компактная; в отличие от предыдущих попыток создания танков на автоагрегатах, в нашем случае режим движения будет ближе к автомобильному, а переделки, соответственно, минимальны. Подвеска - только ведущего и натяжного катков, вместо остального - воздушная подушка. Для одногусеничного аппарата особый вопрос - поворот. Эластичность гусеницы позволяет в принципе развернуться простым переносом центра масс, но лучше и эффективнее - при помощи легких, выдвигающихся пневмоприводом,колес. Экипаж - всего из одного человека, водителя-оператора (полулежит наискосок корпуса, частично - в боковом спонсоне, где расположен и входной люк). Такой радикальный шаг позволяют сделать современные достижения в автоматизации прицеливания, а также активное использование внешнего целеуказания.

Само же оружие должно устанавливаться вне бронекорпуса, вынесенно. Пулемет, автоматический гранатомет, противотанковый ракетный комплекс или реактивный огнемет, нужно разместить поблизости от входного люка на подъемно-поворотном кронштейне, в одном блоке с прицелом - оптико-электронным или световодным. В принципе вынесенное вооружение известно давно, но нормальные, работоспособные комплексы появились только в последние годы.

Описываемую конструкцию я везде называю танком, но это, в значительной мере, условно. Напрашивается естественная аналогия с пехотным подразделением: стрелки для создания «огневого ливня», гранатометчики или комплексы ПТУР против танков и укреплений, огнеметчики... Какие-то машины нужно вооружить портативным зенитным ракетным комплексом; другие, возможно, следует оснастить лазерными комплексами для подсветки тем же ПТУРам и другим управляемым боеприпасам, превратив в наводчики-целеуказатели переднего края. В общем, разнообразие куда больше, чем у современных моторизованных частей. В результате, если сегодня защищаемый броней объем танка составляет 10 - 20 м3, то в предлагаемой конструкции - 1 - 2 м3! Уже это снижает массу машины в 4,5 раза при той же толщине брони. Но, напомню, при высоте ниже 1 м бронетехника почти не поражается - снарядам мешает рельеф. Следовательно, бронирование можно облегчить, и значительно.

Итак, боевая машина получается со следующими характеристиками: длина - от 3 до 3,5 м, ширина - менее 2 м (гусеничной ленты - 1 м), высота - до 0,8 м без учета блока оружия, масса - 5-10 т, из которых 3-8 т брони (большие цифры - при противоснарядном бронировании современных танков), потребная мощность двигателя - 300-500 л.с. из которых около 100 л.с. отбирает нагнетатель, создающий между корпусом и гусеницей давление 2500 - 5000 кг/м2.

Мягкая гусеница большой площади и ожидаемая высокая скорость позволяют по-новому подойти к вопросу форсирования водных преград (а также снега, болот и т.д.). Такие препятствия наш танк будет проходить в режиме своеобразного глиссирования.

Все вышесказанное относится к боевой машине МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ. Однако воевать в последнее время приходится и в тех местах, где амфибийность и высокая проходимость по мягким грунтам неактуальны, нужнее способность протискиваться сквозь узости - улицы, горные дороги. Для этих условий предлагается машина схожей схемы, но МИНИМАЛЬНОЙ ШИРИНЫ. Она двухзвенная: в переднем, похожем на вышеописанное, находится силовой агрегат, в заднем - водитель-оператор и оружие. Другие особенности понятны из рисунка на центральном развороте. Мы - группа единомышленников - могли бы быстро собрать опытный образец, который подтвердит достоинства предлагаемой конструкции движителя. В самом деле, машина будет не сложнее, чем автосамоделки, о трансконтинентальных пробегах которых когда-то рассказывала «ТМ». Но ряд важных частей (нагнетатель, катки) нужно специально заказывать или изготавливать на уникальном оборудовании, на что нет ни денег, ни времени, уходящего на добывание хлеба насущного".

ТМ, танкетка

Previous post Next post
Up